Срединный путь

Когда человек из бизнеса переходит, полностью или частично, в преподавание, трудно не задать вопрос, зачем он это делает. В государственных университетах преподавателю, как правило, в месяц платят столько, сколько предприниматель-собственник может заработать за полчаса. Зачем же человеку, у которого есть свой бизнес и которому в целом есть чем заняться, тратить несколько дней в неделю на занятия со студентами? В этой колонке я попробовал об этом подумать, и, кажется, мне удалось сформулировать важные для меня вещи.

Фото: личный архив Владимира Ешидоржиева
Фото: личный архив Владимира Ешидоржиева

Я преподаю четыре дня в месяц, и если пересчитать это мое время в деньги, получится, что каждыи месяц я кладу на порог университета примерно полмиллиона рублеи. Поэтому, конечно, вопрос «для чего я это делаю?» — не праздный.

Помимо желания понять, как учатся сегодня студенты и какие у них запросы, я пришел в университет, чтобы набраться педагогического опыта в рамках государственной институции. Мне хотелось бы освоить навык преподавать на английском, работать с иностранными студентами. А кроме того, я планирую писать докторскую диссертацию на стыке стоматологии и экономики. Так что преподавание я рассматриваю как часть большого стратегического плана, цель которого — найти ту точку, где опыт, коммьюнити и бизнес-стратегии создают новую ценность и новые возможности для развития врачей.

Быть доктором наук и профессором в этой точке — это определенный статус, который позволит стать катализатором улучшений и перемен, это возможность поработать в государственнои структуре, попробовать оптимизировать какие-то процессы — например, создать клиническую базу на кафедре.

Но, помимо всего вышеперечисленного, для меня это своего рода служение. Можно назвать это благотворительностью, а можно сказать, что я принимаю эстафету от своего профессора, который учил меня. Я сейчас общаюсь с молодыми ребятами, из которых в будущем что-то вырастет: может, они откроют свои клиники, может, придут ко мне работать — по-разному может быть. Но уже сегодня я могу показать им их пути и возможности.

На прошлой неделе ко мне подошел один студент и говорит: «Вы знаете, я на вас подписан уже почти год. И когда увидел, что вы пришли в институт, я так обрадовался! Я видел, что вы проводите обучение для владельцев клиник, но что делать мне? Я на третьем курсе, как мне развиваться? Могу ли я попасть к вам в клинику на стажировку? Я бы хотел смотреть и учиться».

Мне нравится такой энтузиазм и такой подход. Как говорят на Востоке, если костер горит, а ты идешь мимо, сажа на тебя все равно падает. Так что, даже если ты просто рядом с мастером постоял во время работы, все равно какой-то опыт получишь. Просто на третьем курсе для практики еще рановато: вы как студент слишком сильно привязаны к расписанию, у вас очень рваныи график, который постоянно меняется. Клинике придется под вас подстраиваться, это ей неудобно. Да и люди без опыта ей не очень-то интересны. Да, можно приити в качестве второго ассистента, помощника на разные виды работ, если готовы отдать свое время и энергию и без оплаты вариться в рабочей среде.

Но поскольку я теперь преподаю этим самым третьекурсникам, то они могут приходить на мои лекции и прямо во время занятий получать ответы на свои вопросы. Наш основной предмет — ортопедическая стоматология, но если мы на курсе хорошо занимаемся, делаем все быстро и по плану, если у нас хорошая дисциплина, то всегда будет оставаться время, чтобы поговорить о чем-то интересном и вне учебного плана.

То есть, желание учить других и делиться опытом — это важная составляющая в преподавании. Нужно чувствовать в себе эту потребность, иначе твои затраты времени и сил того не стоят. И я чувствую, что этот путь учителя сегодня укладывается в рамки моеи жизненнои и профессиональнои стратегии. Конечно, это накладывает определенные ограничения на мой образ жизни, на мои поездки — потому что есть учебныи год и расписание. Пока что я собираюсь посвятить преподаванию следующие 3-5 лет.

Начать дискуссию