Будущее образования: как VR и AI уже сейчас меняют подход к образованию и обучению
Благодаря современным технологиям виртуальной реальности (‘virtual reality’, VR) человек может погружаться в симулированные ситуации без физического перемещения. Для этого понадобятся только VR-очки. Это одна из причин, по которой VR-разработки нашли своё применение в сфере образования и изучения иностранных языков.
Использование VR в изучении иностранных языков - это:
- погружение в среду носителей языка без физического присутствия,
- практическая коммуникация с носителями, нахождение в реалистичных ситуациях,
- возможность развить и усовершенствовать навыки восприятия иностранной речи, избавиться от языкового барьера,
- более яркая мотивация и вовлечённость учащихся,
- возможность тестировать разные стили и модели обучения, разрабатывать индивидуальные сценарии.
Эти преимущества позволяют изучать язык максимально интенсивно и эффективно в сравнении с традиционными методами обучения.
Однако едва ли не самой важной особенностью применения VR в обучении иностранным языкам мы считаем доступность. Чем активнее будет развиваться рынок передовых технологий, тем доступнее станут современные методы обучения. Наиболее значимым фактором это может стать для тех, у кого возможности путешествовать и общаться с носителями языка ограничены.
Языковой барьер и стеснение являются значимыми факторами, которые влияют на процесс и эффективность изучения языка. Во время тестирования нашей программы в EduCity мы поместили ученика в игровой мир, где он общался с собеседником, сгенерированным искусственным интеллектом, на английском языке.
Благодаря технологии виртуальной реальности ученик видел только себя, испытывал минимум стресса, не боялся говорить и делать ошибки. В результате, участники эксперимента так увлеклись процессом, что вместо 15 минут проходили тестовую программу в течение почти часа.
Рынок VR-технологий в России
Заметное оживление отечественного рынка виртуальной и дополненной реальности (‘augmented reality’, AR) связывают с уходом из России западных разработчиков. По данным «Мегамаркета», в начале 2024 года в России продажи VR-устройств выросли на 320% по сравнению с началом 2023 года. И чаще всего такие технологии находят своё применение в сфере образования и промышленности.
По словам экспертов, на данном этапе российским разработчикам недостаёт финансирования, и у них нет таких исследовательских возможностей, как у международных компаний. Пока в нашей стране освоением VR-целины занимаются небольшие игроки, ресурсы которых не сопоставимы с западными.
Однако всё совсем не безнадёжно. Есть мнение, что когда технологии станут более доступны широкому кругу потребителей, прокачаются характеристики и производительность, российский рынок виртуальной и дополненной реальности начнёт расти.
Позитивный прогноз дают и в «ICT.Moscow»:
в течение следующих 4–5 лет Россия может занять более 15% на международном рынке VR-решений. В отличие от глобальной тенденции создавать продукты для потребителей в России преобладает разработка VR-технологий для бизнеса.
Лидеры рынка VR-технологий
По данным портала Proven Reality, лидерский пьедестал в 2024 году делят между собой следующие ключевые игроки:
- американская Oculus: дочерняя компания Meta* Platforms, лидер на рынке, разнообразное портфолио VR-гарнитур, включая серии Oculus Rift и Oculus Quest,
- японская Sony PlayStation VR: использует игровую экосистему, занимает значительную долю рынка среди консольных геймеров,
- китайская HTC Vive: известна своими премиальными VR-возможностями, предлагает высококачественные гарнитуры,
- южнокорейская Samsung: благодаря продуктам типа Samsung Gear VR укрепила своё присутствие в сегменте смартфонов VR, ориентируясь на мобильных пользователей.
Несмотря на то, что VR в основном используется в игровой индустрии, в будущем технология активно распространится и в другие области: медицину, образование, обучение сотрудников, архитектуру, туризм и развлечения. Предпосылки мы можем наблюдать уже сейчас.
(*признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ)
VR-технологии в образовании
Примеров применения VR в сфере образования немало:
- обучение навыкам коммуникации,
- отработка техники безопасности,
- обучение ораторскому мастерству,
- изучение криминалистики: учащиеся помещаются в симулированное место преступления и изучают его.
По данным федеральной электронной площадки «Росэлторг», в 2023 году российские образовательные учреждения закупили VR-очки на сумму около 1,83 млрд рублей для кабинетов ОБЖ и классов виртуальной реальности в школах и университетах.
Виртуальная реальность в будущем способна изменить подход к образованию и обучению. Об этом говорит и статистика: огромным преимуществом VR является впечатляющая производительность. Студенты обучались в 4 раза быстрее и были на 275% увереннее в применении новых навыков. Кроме того, они были в 3,75 раза более эмоционально связаны с учебным контентом, что позволило им в 4 раза лучше сосредоточиться на обучении.
Секрет таких показателей в том, что благодаря VR-решениям в обучении можно всё непонятное и абстрактное показать наглядно (физика, геометрия, моделирование, проектирование), различные эксперименты и манипуляции проводить бесконечное количество раз и безопасно для учащихся (химия, медицина, ОБЖ), организовывать дистанционное обучение без ущерба эффективности и вовлечённости.
Использование VR в сочетании с искусственным интеллектом
Возможности искусственного интеллекта (‘artificial intelligence’, AI) являются абсолютно логичным и гармоничным дополнением VR-технологий.
Например:
- AI-алгоритмы делают виртуальную реальность более прорисованной, детализированной, что приводит к максимально реалистичным ощущениям и полному погружению.
- Искусственный интеллект изучает и анализирует выборы пользователей и позволяет виртуальным решениям сонастроиться и индивидуализировать тот или иной опыт с учётом навыков участника.
- Благодаря AI-технологиям пользователи могут взаимодействовать с VR-объектами не только с помощью очков, но и ручных контроллеров. Это помогает сделать погружение ещё более интуитивным и вовлекающим.
VR-технологии, подкреплённые искусственным интеллектом, делают процесс обучения ещё более увлекательным и эффективным. Такие решения позволяют учащимся присутствовать при исторических событиях, отправиться в космос, изучить микро- и макроорганизмы. Таким образом, грань между реальным и виртуальным мирами становится минимальной, а образовательные возможности - безграничными.