РАЗБОР ПОЛЕТОВ: Стратегия развития малого бизнеса
Стратегическое агентство DT-TEAM отмечает рост потребности в масштабировании малого бизнеса на 2023 год. Это связано с изменениями в экономике страны, новыми вопросами и задачами, которые сейчас открываются перед владельцами. Выход на малые рубежи также предполагает развитие и рост, но как правильно осуществить задуманное? Редакция “Нейростатегия” найдет ответы вместе с Ириной Александровной Чернышовой, директором по развитию бизнеса “Vita Che Marketing”
Планирование рождается из хаоса
Далеко не секрет, что любой бизнес-проект – это множество задач, которые необходимо решать единовременно, в режиме быстрого реагирования. При этом, на первый взгляд, нельзя определить их первенство, каждая единица очень важна и требует максимальной отдачи в решении. На первом этапе предприниматель в лице его команды или стратегического консультанта сталкивается со множеством новых вводных: бизнес-климат, финансовый учет, контроль трафика клиентов, конкуренция, корпоративная политика, партнерство и многое другое. Главным в стратегическом инфополе становится вопрос: «Как конвергировать все условия и инструменты для решения задач в одну единую структуру при масштабировании малого бизнеса в средний?»
На этот вопрос уже более 25 лет находит ответ в разных плоскостях стратегического управления Ирина Александровна Чернышова, партнер российской консалтинговой группы "Стратегии устойчивого развития" и амбассадор Ассоциации Директоров по развитию.
Мой путь можно назвать «Турбулентной спиралью». Изначально он вовсе и не был стратегическим. Каждый новый виток – это решение «проблемы-долгостроя», которая вечно мешается под ногами. Почти всегда приходиться налаживать и антикризисное управление – находить выгоды, продавать их всем, кто так или иначе заинтересован. В этот же момент необходимо осваивать контроль и планирование. И тут же применять все это на практике.
Малый бизнес начинается с себя
Ключевое различие между средним/крупным бизнесом и малым уходит корнями в основание самой деятельности. Как правило, это самозанятость. Предприниматель одновременно выступает в роли главного управленца, мотиватора, генератора идей. Семейный бизнес, пожалуй, самый распространенный формат в этой нише. И он не так уж прост, как многие считают.
Я сама была владельцем малого бизнеса. Ты все время находишься в состоянии стресса, потому что постоянно идет процесс контроля расходов. Например, ты не можешь не выплатить зарплату. Иначе рабочие встают и уходят. Остается только твоя семья, что тоже не добавляет оптимизма. Однако рычаги управления всегда остаются у тебя. Они не переходят в распоряжение обстоятельств так, как это происходит в среднем и крупном бизнесе. На самом деле, в этом и есть сила малого бизнеса.
Малый бизнес считается основой экономики всех стран. Потенциал виден сразу. Первое – государству не нужно думать, как занять население, оно сделает это за него. Второе – открывается поле рыночных отношений и здоровая конкуренция (мотиватор любого бизнеса, из которого может вылиться как рост, так и развитие). Третье – появляется изобилие трудовой деятельности, что приводит к «социальной разрядке» и соцэкономической стимуляции населения. Банально не все поголовно станут работниками одного завода на всю страну.
Один в лодке
Авантюрист и писатель Тур Хейердал в своем рассказе «Путешествие на Кон-Тики» описал процесс добровольной изоляции от остального экипажа во время длительного мореплавания. К кораблю привязывали шлюпку, и каждый мог какое-то время побыть в одиночестве и самопознании. Но в то же время надо было справляться с проблемами в одиночку. Провизия, погодные условия, морская болезнь. Это в точности описывает ситуацию предпринимателя на стадии удержания и развития малого бизнеса.
Управляющий как бы находится на расстоянии от главных «линкоров». Хочет найти выход на открывающийся масштаб, но остается в рутине своего же бизнеса, который должен продолжать приносить ему доход и не показывать отрицательный рост.
Основные сложности ведения малого бизнеса или три «О»:
- Отсутствие финансового щита. Малый бизнес, в отличие от среднего и крупного, не может похвастаться запасом дополнительного капитала на случай рискованных действий. Планирование финансов настолько быстрое, что деньги просто не успевают накапливаться. При этом большинство предпринимателей хотят выводить деньги, ведь главная их цель – получить максимальную выгоду от предприятия. Это может стать фатальной ошибкой при переходе на новый уровень;
- Отсутствие стрессоустойчивости. Почти все начинают с малого, но мозговой штурм не дается так легко. Постоянно пребывать в режиме многозадачности удается только спустя некоторое время. Качество накопленного опыта будет зависеть от возможности управляющего ясно видеть картину происходящего, не отрывать личный образ, образ команды и бизнес-проекта друг от друга;
- Отсутствие слаженной командной работы и распределения.
Малый бизнес – это всегда экономия и самозанятость себя и своей семьи. Как в математической задаче – дано: семейные и дружеские взаимоотношения внутри производственных процессов. Это означает, что команда подбирается ни по компетенциям, ни по ролям, ни по скиллам, а по принципу «надо кого-то устроить, чтобы все как-то работало».
Рост – не всегда развитие
Подмена понятий здесь играет важную роль. Основатель малого бизнеса зарывается на достижении все большей рентабельности и производительности труда. Такая диверсификация указывает на непонимание управленцем, куда двигаться дальше. Термины «развитие» и «рост» декларированы самой природой. В первом случае, это качественные показатели, во втором – количественные. Но далеко не всем это покажется актуальным.
Благоприятные условия, дефицит твоего предложения на рынке, увеличение спроса – все это дает прирост твоему бизнесу БЕЗ фактора развития!
Если играть в вечной песочнице порядком надоело, то стоит обратить свое внимание на 4 выигрышных аспекта, которые в долгосрочной перспективе выведут бизнес на высшую сферу влияния и совершенно другой материальный оборот:
- ПРОДАЖИ
- МАРКЕТИНГ
- HR
- УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
Идеальная ситуация, когда владелец бизнеса делегирует эти компетенции отдельной «боевой» единице. К компании присоединяется долгожданный профайл – директор по росту и развитию. Он облегчит бытовую часть вопроса и начнет структурировать управленческий процесс. С ростом предприятия пройдет головная боль о том, как удержать достаток внутри компании. Таким образом, основатель сможет задуматься о развитии.
От точки ноль к сведению результатов
Чтобы наконец-то начать развивать малый бизнес, следует собрать первичную аналитику. Она станет фундаментом для того, чтобы определить фиксовые цели. В большинстве случаев всё начинается с поднятия продаж. Но этот показатель может быть получен совершенно другим образом. Вспоминаем про то самое качество, к которому привязывается количество. Интеграция этих двух показателей станут идеальным инструментом для решения стратегических проблем. А их может быть целое множество. Увеличить средний план продаж у менеджеров, запустить конверсию, необходимо учитывать и человеческий фактор.
Развитие – это всегда команда. Оно всегда затронет команду так или иначе. Как правило, это всегда проблема совпадения ценностей, целей и корпоративной культуры. Как ни парадоксально, но ни одна автоматизация бизнес-процессов не решает и не может до конца выполнить свою роль, если не учтена командная стратегия.
Грубо говоря, развитие в малом бизнесе – это некая демоверсия того, что происходит в среднем и крупном бизнесах. Только если в высоких кабинетах скрупулезно обрабатываются индексы удовлетворенности, эффективности, продуктивности, то здесь это решается путем «запрос-ответ» на поставленную цель (смогли ли автоматизировать какие-то процессы, описали ли эти процессы, ввели ли чек лист, как это повлияло опять же на производительность, рентабельность, маржу и прочее). «Есть задача – реши её». Каждая отработанная проблема сказывается на производительности и обороте.
Если представить весь спектр проблем в диаграмму, то получится каскад. Систематизация решений приведет к выравниванию производства, будь это услуга или продукт, а также налаживанию коммуникативных способностей внутри команды. Развитие не является таковым при условии, что намеченные цели в виде результатов, промежуточных или отчетных, не были достигнуты.
Погружение в полемику всегда забирает дополнительное время. Ознакомиться с контекстом, выделить для себя полезную литературу, оценить роль управленца и предпринимателя в бизнесе и многое другое вы сможете на прошедшем стриме нашего YouTube-канала «Нейростратегия» вместе с методологом бизнес-масштабирования и основателем аналитической консалтинговой компании «DT-TEAM» Евгением Григорьевым.
Наш Телеграм-канал, где собрали полезный контент для масштабирования вашего бизнеса! ⬇ ⬇ ⬇
«Приключение на Кон-тики» реально как методичка для начинающего бизнесмена, если смотреть на все через призму метафор😂 Всем советую!
А тема оказалась то не в бровь а в глаз). По-моему абсолютно тянет на продолжение в виде экспертного диспута . Я была бы за)
Какая же отборная каша метания бессвязных слов во все стороны:) Неужели кто-то вот это покупает?:)
Илья, методология - вообще штука субъективная. Для кого-то работает, для кого-то нет. Здесь в общих чертах описали условия. А про «покупать» – это надо смотреть живые кейсы.
Илья, добрый день! Что конкретно, вас задело? И в чем вы хотели бы разобраться?
Навешенивание ярлыков и высказывания вашего мнения не добавляет ценности никому, хорошего дня 🌞