Теория U в Шотландии: контакт правительства и граждан выходит на новые уровни, благодаря онлайн-курсу MIT

Подготовлено российским хабом U.lab при поддержке Deep mind

Правительство Шотландии использует инструменты Теории U для работы с сообществами и фасилитации изменений в стране. Это краткая история про страну в переходе и ее адаптацию к изменениям в социальной реальности. Это также рассказ о новых формах лидерства и о переосмыслении роли образования в меняющемся мире.

Шотландия трансформируется

Когда вы в последний раз слышали, как правительственный чиновник говорил общественности: «У нас нет ответов на все вызовы… нам нужна помощь граждан, чтобы осмыслить изменения и воплотить в жизнь наши ответы на них?»

Такое случается нечасто. Но это именно то, что Кеннет Хогг, министр по вопросам местного самоуправления и сообществ в правительстве Шотландии, сказал на официальном собрании из 250 человек недавним июльским утром в Эдинбурге.

Теория U в Шотландии: контакт правительства и граждан выходит на новые уровни, благодаря онлайн-курсу MIT

«В последние годы, - говорит Кеннет, - в социальной-политической сфере Шотландии произошли существенные сдвиги. За изменениями стоит новая энергия, и люди по-новому хотят участвовать в управлении жизнью в стране».

В прошлом году прошел референдум о независимости Шотландии, для участия в котором зарегистрировалось 97% имеющих право голоса, а явка составила беспрецедентные 85%. Возрастной ценз для участия в выборах был снижен до 16 лет, и это мобилизовало молодежь стать реальной силой политического процесса. На референдуме проголосовало 75% всех 16-17-летних граждан.

Меняющаяся роль лидеров правительства

«Мы наблюдаем стремление к более взаимосвязанному обществу, основанному на ценностях социальной справедливости и равенства», - говорит Кеннет. И правительство вместе со своими партнерами реагирует на это; не только через законы, но и через сам способ работы государственного аппарата.

«Мы поменяли приоритеты и пытаемся разработать новый подход к правительству и государственной службе, который взаимодействует с сообществами разными способами и опирается на их сильные стороны и активы. А также поддерживает построение человеческих отношений, особенно с теми, кто был наиболее дискриминирован внутри общества.»

«Наша лидерская роль в правительстве, - говорит Кеннет, - заключается в расширении участия, прав и возможностей сообществ. Мы обязаны использовать энергии во всей системе для достижения результатов, которых хотят все ее участники. Например, большего здоровья всего общества, экономического роста и уменьшения неравенства».

От учащихся к фасилитаторам

В январе 2015 года Кеннет и пять других государственных служащих в правительстве Шотландии приняли участие в программе «Преобразование бизнеса, общества и личности» в U.Lab, которая основана на инструментах Теории U.

«Идеи Отто Шармера о том, чтобы руководствоваться чувством зарождающегося будущего, действительно нашли у нас отклик», - говорит Кеннет. «И нам понравился акцент на превращении возникающих в процессе такого чувствования идей в незамедлительно последующие реальные дела». После завершения U.Lab все пятеро участников из правительства Шотландии пришли к одной и той же идее: почему бы не использовать следующий U.Lab в качестве пространства для участия сообществ Шотландии в государственном управлении?

Ольга Гурова,
психолог, HR-ментор, фасилитатор U-процесса и одна из создательниц русскоязычного хаба Теории U:

Теория U – это методология управления изменениями в системах, основанная на осознанности и управлении вниманием. Проведя более 150 интервью с лидерами изменений в инновационном бизнесе, науке, обществе, ее создатель – профессор MIT Отто Шармер, пришёл к выводу, что успех проводимых изменений зависит от состояния, из которого действует лидер изменений. Так одним из основных принципов Теории U стала культивация состояние чувствующего присутствия (presencing), которое позволяет лучше осознать контуры уже проявляющегося будущего и выстроить свои действия с учетом более широкого контекста.

Теория U собрала большое количество методов и инструментов, позволяющих развить важнейшие лидерские качества будущего и отказаться от неэффективных паттернов прошлого. Сейчас она преподаётся в Школе Менеджмента Sloan MIT, а созданный Отто Шармером в команде с единомышленниками Presеncing Institute постоянно работает над совершенствованием методов и созданием условий для их широкого распространения. Инструменты теории доступны в ежегодном глобальном онлайн-курсе u.lab, о котором идёт речь в данной статье.


Executive Summaries о подходе


В марте 2015 года команда правительства Шотландии обратилась к преподавателю курса U.Lab Отто Шармеру, профессору MIT и автору Теории U, и поделилась своей идеей.

«Меня мгновенно заинтриговала их идея, - говорит Отто, - потому что это станет первым примером того, как бесплатный онлайн-курс поможет активизировать социальное поле межсекторального сотрудничества на уровне страны».

С марта по конец августа шотландская команда организовывала публичные мероприятия, призванные стать со-инициатором следующего путешествия U.Lab. Они провели информационную сессию с государственными служащими, за которой последовали три официальных мероприятия на целый день, открытых для шотландской общественности.

1 июня они собрали 180 человек. 4 июля приехали еще 250 человек, и примерно столько же присоединилось к финальному стартовому мероприятию 1 сентября. Цель этих мероприятий заключалась в том, чтобы совместно инициировать сообщество участников U.Lab со всей Шотландии.

Теория U в Шотландии: контакт правительства и граждан выходит на новые уровни, благодаря онлайн-курсу MIT

Шотландская команда сделала короткую анимацию, чтобы объяснить процесс перехода от небольшой команды, взявшей U.Lab 1.0, к собранию сотен учеников по всей стране для U.Lab 2.0.

«Это совсем другой тип взаимодействия с правительством, чем люди привыкли видеть», - говорит Кеннет. «Мы помогаем создавать хабы для диалогов и поддерживать их инфраструктуру. Но мы, как правительство, не пытаемся управлять хабами и темами для обсуждений внутри них. Участники сами решают, что они хотят воплотить в жизнь с помощью U.Lab».

В Шотландии это уже приводит к новой политической повестке, а также к вовлечению в общественный процесс и энтузиазму со стороны широкого круга людей, организаций и секторов.

Для u.Lab и образования в более широком смысле это многообещающий пример того, как онлайн курсы и работа с мета-навыками могут становиться не только средством обучения, но и стимулировать социальные трансформации.

Максим Тимофеев, фаундер Deep mind и ко-инициатор российского хаба U.lab:

Мы помогаем решать проблемы состояния и взамодействия людей в компаниях и выстраивать современные человекоцентрированные корпоративные культуры. Теория U как теория и методология – один из наших ключевых инструментов, так как ее практики можно донести широкому кругу людей. При грамотной фасилитации они помогают запустить очень глубокие процессы изменений в командах.


Хочется присоединиться к вдохновляющему опыту Шотландии и поделиться российскими успехами. В России мы в основном применяем Теорию U в передовых компаниях, таких как Авито, Крок и Qiwi. Но какое-то время назад к нам обратился департамент образования города Казани и мы провели через практики генеративного диалога директоров всех школ города.

Ключевой результат этого процесса – директора смогли увидеть в друг друге реальное поддерживающее сообщество. Они осознали, что у них есть чуть больше ресурсов и возможностей, чем привычно кажется в условиях крайне сложной и несправедливой системы федерального управления образованием.

Сейчас проходит очередной поток U.Lab. Вы можете поучаствовать в этом онлайн курсе от MIT бесплатно и получить поддержку от локального российского хаба.

Если вы хотите продолжать следить за разворачивающейся историей в Шотландии, присоединяйтесь к U.Lab и зарегистрируйтесь в Scottish Cohort, а также подписывайтесь на #ulabscot в Твиттер.

Оригинал статьи / Переводчик – Андрей Федоров.

11
Начать дискуссию