Основы продюсерского мастерства: кто такой продюсер, чем он отличается от предпринимателя и что такое проект

Приветствую вас, коллеги!

Это первый выпуск моего цикла статей о продюсировании. О чём будем сегодня говорить?

  • Кто такой продюсер.
  • Чем продюсер отличается от предпринимателя.
  • Что такое проект.
  • Цели в проекте.

Кто такой продюсер?

Продюсер — это человек, который отвечает за реализацию проекта от идеи и до достижения поставленных целей. Продюсеры бывают разные: исполнительный, креативный, генеральный и так далее. Креативный продюсер отвечает за идейную часть и креатив, творческую составляющую проекта. Исполнительный управляет задачами и деньгами. Генеральный продюсер — это автор и фаундер проекта.

Чем продюсер отличается от предпринимателя?

Ничем. Единственное отличие в том, что продюсер работает на стыке творчества и креатива, зачастую с «идеальными продуктами» и нематериальными активами. Продукты бывают материальными: стол, стул, шапка, станок, автомобиль, яблоко. И идеальными.

Идеальный продукт. Что же это такое, давайте разберёмся?Функция есть, а продукта нет. Идеальному продукту мы можем приписать свойства любого материального продукта. Идеальный продукт: йога, наставничество, курс, фильм, песня, книга. На первый взгляд кажется, что книга материальный продукт, особенно если она лежит на полке в магазине в напечатанном варианте. Но нет. В данном случае это форма. Как и с фильмом. Кассета — материальный продукт. А само содержание — идеальный.

Итак, продюсер — это предприниматель, работающий с идеальными продуктами.

Как мыслит продюсер? Цифрами! Проще объяснить на примере кино или инфопродукта. Режиссёр говорит: «Набережная, Ялта, Петров бежит навстречу Бузовой, и тут из-за угла вылетает машина и авария». Что слышит продюсер: «Ялта — это командировочные и экспедиция, Набережную надо перекрыть на сутки — это разрешения и дополнительные расходы такие-то, Петров и Бузова — это гонорары, авария — оплата каскадёрам, согласование пожарных, скорой и т. д.» Продюсер, слушая рассказ режиссёра, уже калькулирует примерный лимит затрат на реализацию этой фантазии.

С курсом всё то же самое: эксперт говорит курс по тому, как носить шляпы — сделаем интерактив, приложение, запустим рекламу у пусть будет той же Бузовой. Что слышит продюсер? Цифры! Какой объём рынка в данном сегменте. Сколько стоит разработка приложения, какая стоимость рекламы у Бузовой и прочие далеко не абстрактные и идеальные вещи.

А потом он смотрит на режиссёра и эксперта. Режиссёр — студент ВГИКа, например, и у него нет известного дедушки, поэтому на него максимум можно получить 50 миллионов рублей как на дебют. А у него продукт на 500 миллионов рублей в задумке. У эксперта 10 000 подписчиков в социальных сетях. Нормально для шляпы, да. Но без Бузовой и приложения. На тёплую аудиторию можно что-то продать, но слишком велики риски, чтобы идти в масштаб.

«Вот вы все продюсеры зациклены на деньгах. Твари. Ничего святого в вас нет», — был у нас такой разговор буквально неделю назад с народным артистом. Мы спорили про кино. Я сама раньше была такая и топила за то, что высокохудожественное и режиссёрское кино быть должно. Но кто платит, тот музыку и заказывает. В любом рынке есть правила, и когда продюсер понимает, что можно снять идеально и режиссёрски хорошо, но денег на это никто не даст и это максимум за свои деньги фестивальное кино, на котором команда работает бесплатно. То продюсер скажет: «Ок, хорошо». Или не скажет. Потому что важно платить команде, а не снимать «просто хорошее кино» ради идеи. Ведь даже если мы снимем хорошее такое кино, то без бюджета на маркетинг и рекламу его не увидит никто. И так во всём.

Продюсер действует рационально, даже если он креативный. И основной инструмент принятия решения у продюсера — это числа. Любимый предмет — экономика. «А зачем продюсеру экономика?» — спросил меня как-то один инфопродюсер. Действительно, это как спросить: «Зачем хирургу скальпель или гитаристу гитара?» Я фанат математики и надеюсь через этот цикл статей мне удастся влюбить в числа вас.

Что такое проект?

Проект — это система, созданная для достижения целей автора и фаундера. Давайте попробуем разобраться на примере. У меня есть цель — всегда знать точное время. Проект — это часы, где каждая шестерёнка представляет собой отдельный бизнес-процесс внутри системы. Все вместе они работают, чтобы показывать нам время.

Генерирование прибыли — задача любого коммерческого проекта. И, соответственно, все шестерёнки должны работать на эту цель. Именно поэтому одной идеи недостаточно. У проекта должна быть конкретная финансовая цель и нематериальная задача.

Если у автора нет чёткой цели, зачем он создаёт проект, то у него нет проекта. Просто что-то делать — это не проект. Не бойтесь ставить большие цели — в большую цель сложно промазать.

На сегодня всё. Завтра поговорим о целях более подробно.#проект #цели #бизнес #идея #шестерёнки #часы #финансы #прибыль #достижениецелей

Начать дискуссию