Стратегия в области персонала в условиях дефицита кадров

Вышел доклад "Региональная экономика: комментарии ГУ Банка России", в котором среди прочего рассматриваются стратегии удержания персонала в условиях дефицита кадров. Октябрь 2024 года показал исторический минимум безработицы в стране — 2,3%. На рынке труда практически нет свободных кадров. Что это означает для предпринимателей? Во-первых, важно понимать, что "рынок сотрудников" — это не временный тренд. Изменение ситуации в пользу работодателей в ближайшем будущем не просматривается. В таких условиях компании вынуждены выстраивать долгосрочные отношения с сотрудниками, уделять большое внимание стратегии в области управления персоналом, находить очень хрупкий баланс между интересами работников и собственников. Давайте посмотрим на основные тренды по привлечению и удержанию персонала и то, как их можно использовать в микробизнесе. ✓ Индексация зарплаты. Без этого сейчас невозможно обойтись. Рост заработной платы должен, как минимум, покрывать инфляцию. Источником этого роста должно стать адекватные изменениям рынка поднятие цены на продукцию или услуги. Попытка сдерживания цен современных условиях выглядят как демпинг. Необоснованный демпинг. В то же время, важно понимать, что рост заработной платы не мотивирует сотрудников, если у них закрыты базовые потребности. Это способ остаться на рынке, но не способ привлечь или удержать ценные кадры. ✓ Козырем крупных компаний на сегодня становится обеспечение сотрудников жильём: оплата % по ипотеке, возможность выкупа жилья по льготным ценам, компенсация стоимости аренды и т.д. Представители микробизнеса пока редко используют этот инструмент. Однако, для ключевых сотрудников это может оказаться более действенным, чем просто повышение заработной платы. ✓ Расширенный соцпакет. Он может включать в себя медицинское обслуживание, абонементы в фитнес-центр, компенсацию детского отдыха или билетов на семейные мероприятия и т.д. Здесь стоит отталкиваться от финансовых возможностей компании. И если создать корпоративную программу для всех сотрудников не получается, рассмотреть привилегии наиболее эффективным работникам могут даже небольшие компании. ✓ Повышение интенсивности труда: 6-дневная рабочая неделя, работа в ночь или в выходные дни, которая оплачивается выше, привлечение студентов и других временных сотрудников, автоматизация и привлечение искусственного интеллекта. Это сложные действия, требующие вложения разных ресурсов. В долгосрочной перспективе, они часто оказываются выгодными для небольших компаний, несмотря на необходимость значительных вливаний на старте. Открытость новому, финансовая грамотность и умение просчитать результат играют на руку предпринимателям. В целом, для микробизнеса используется те же инструменты, что и для крупных компаний, но более точечно. Если у вас немного сотрудников, ваше преимущество — возможность индивидуального подхода. Договаривайтесь с каждым работником индивидуально, учитывая его личную ситуацию, эмоциональные триггеры и потребности. Персонификация и важность личности — тоже тренд, который сохранит свою актуальность ещё много лет. Помня об этом, получаете преимущество на рынке труда, когда быть востребованным работодателем становится чуть ли не важнее, чем быть востребованным у клиентов.

Стратегия в области персонала в условиях дефицита кадров
Начать дискуссию