Моя вера
«Я христианства пью холодный горный воздух» — Осип Мандельштам.
Только для меня он не холодный, а свежий и наполняющий.
Я люблю Православие.
Потому что православные богословы и аскеты устремляют свои искания в первые века после Рождества и распятия Христа, пытаясь сердцем воспринять, что нам доносят Апостолы и первые святые церкви, чтобы этим пониманием и пред-ощущением трансформировать свою жизнь. И мне кажется, что это очень правильно.
В духовных поисках в 2009 я ясно увидел, что мои корни глубоко укреплены в Православии, что мне нужно повернуться к своим корням и начать читать богооткровенные книги. Так началось мое знакомство с Евангелием. Это, конечно, несчастье, что только в 30 лет я начать читать самую главную Книгу..
Место, которое производит самое сильное впечатление на меня – это моление в Гефсиманском саду перед предательством: зная все и содрогаясь о предстоящих истязаниях, Христос "берет свой крест" и следует Путем, которым ему надлежит следовать. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; Впрочем не как Я хочу, но как Ты». Мф 26:39
Цель и главный путь моей жизни - прийти к Богу. Это название условно, т.к. смерть и есть встреча с Богом. Вопрос только: в каких «одеждах» произойдет эта встреча?
Основные проводники сейчас на моем пути – Алексей Ильич Осипов (доктор богословия) и Андрей Вячеславович Кураев (профессор богословия). В своих лекциях они честны, открыты, не заискивают перед слушателями, говорят просто и по сути. Это очень редко можно встретить.
Две главные заповеди Любви дает Христос:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумом твоим»: это – большая и первая заповедь. Вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки». Мф. 37-40:22
Но как возлюбить Бога? «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» Пс 50:19. Как это понять? Святой Филарет (Дроздов): «Как из разбитого сосуда истекает то, что в нем есть, так из сокрушенного сердца источаются слезы покаяния и печали по Богу». Эта печаль по Богу и тоска по Полноте мира прекрасно переданы в картине Павла Рыженко "Послушник".
Вокруг мимолетная красота мира, а сердце тоскует по приобщению божественной Красоте:
Вторая заповедь - "возлюби ближнего". А кто это? Все просто. Тот, кто в этот самым момент рядом со мной. Хотя бы не вспылить на ближнего, не осудить и не позавидовать.
Вот эти слова объясняют суть моего пути служения близким: «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» Мк 10:42-45
То есть не просто послужить, но и умереть за того, кому служишь. То есть выбирать свой путь служения на период «до смерти», не довольствоваться временными вариантами и быть готовым до смерти быть верным этому пути.
Однако есть и преткновения на моем пути. Мне сложно принимать обрядовую сторону нашей церкви. Я не соблюдаю праздников. И молюсь собственными молитвами.
Я просто не могу делать на автомате то, что делает толпа. Мне сразу вспоминаются слова из Евангелия «Входите узкими вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими», Мф 7:13. Хотя это, конечно не относится к церкви, но абсолютно точно относится к автоматическим действиям без души.
Автоматизированные молитвы – это отдельная моя скорбь и недоумение. Я считаю, что каждый мыслящий человек в итоге должен обрести собственные «сокровенные» молитвы. Этому никто не учит. Хотя, казалось бы, что еще проще? Молится своими словами к Богу?
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Мф 6:6-7.
В поиске беспредельного
Я не ищу счастья. Счастья мне мало.
Я ищу Бога.
В беспредельном.
Вера для меня – это особое пред-ощущение «Мира над миром».
Впервые я ощутил это в старших классах школы. Сергий Булгаков называл это озарение – Софией. София для Булгакова — это событие и откровение о присутствии Бога в этом мире.
В свое школьное время я ничего не знал о Боге, но пред-ощущение «Мира над миром» запечатлелось на всю жизнь.
Мне повезло. В 9 классе я обрел Учителя, который в дальнейшем стал моим духовным учителем. Удивительно, что мои одноклассники ничего не рассмотрели в этом уникальном человеке и всегда называли его «Эдик», а я всегда его зову Эдуард Анатольевич или отец Элизбар. Он в 2003 году стал православным священником в удаленной деревне за 100 км от Екатеринбурга.
Благодаря этому общению я увидел, что Православие - глубочайшая и очень умная религия. Тысячи и тысячи великих людей отдали свои жизни за Христианство. Разве этого мало, чтобы просто обратить свое внимание? Стоит начать знакомство с Евангелием. Этого уже большой шаг.
Благодаря изучению Нового завета и русских богословов Осипова и Кураева мне открылся совершенно иной взгляд на смысл человеческой жизни (и смерти).
Смысл — в истинном служении (идеал служения - Христос) и "очищении своих одежд", чтобы подготовленным встретить Бога после смерти.
Я - аудиал и интуитивно иду к Тишине. Не только внутренней, но и внешней. Как только я слышу поток, который распознается внутренней интуицией как засоряющий, я ухожу или включаю музыку в наушниках.
Я исключаю из своей жизни все, что может породить грязный информационный поток – обмен слухами, переживаниями по поводу новостей, разговоры о чепухе и любые вбросы, которые манипулятивно побуждают меня к эмоциональной реакции (это, кстати, касается фильмов и книг).
Поэтому у нас в семье с 2005 года нет телевидения и нет радио. Я не смотрю youtube, соц.сети и не посещаю новостные порталы. Я не слежу за блогерами, не читаю TG-каналы.
Все это я делал интуитивно и только много позже я осознал слова Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно. Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» — 1Кор. 6:12. Эти слова про страсть, которая захватывает сердце, потребляющее все новую и новую «сладостную» информацию.
Как только я чувствую, что что-то «завладело мной» (моим вниманием), я стараюсь освободиться и больше не попадаться на эту удочку. Например, в кафе я сажусь спиной к телевизору, т.к. глаза сами собой тянутся к экрану.
Также я не смотрю спортивные состязания. Мне жалко спортсменов. Что они положили свое здоровье для праздного развлечения толпы. Можно видеть победителей, но я всегда обращал внимание на десятки и сотни тех, кто не победил. Они изо всех сил пытаются победить в игре, которая не имеет абсолютно никакого смысла. Когда я начинаю об этом серьезно думать, я внутренне содрогаюсь от бессмысленности происходящего.
Вместо этого я предпочитаю читать книги и исследовать темы, которые меня интересуют: образовательные технологии, теология, история.
Может показаться, что таким образом я освободил много времени. Так и есть.
Но сделать на моем пути нужно существенно больше, чем доступно времени. Я это осознаю и не питаю иллюзий.