«Ещё на лбу себе напиши»: как удивить аудиторию нестандартным выбором места для рекламы
Маркетинг развивается каждый день, и удивить потенциального покупателя становится сложнее. Чтобы обратить внимание на продукт, рекламщики стали искать альтернативные каналы продвижения. Мы в StickPeek изучили идеи локаций рекламы от самых простых до безумных, и сейчас расскажем вам о них.
Реклама пустила первые ростки жизни примерно в 4000 году до н.э. ― с момента появления торговли. Первое рекламное агентство было открыто в США в XIX веке, но и раньше люди печатали в газетах свои частные объявления. Париж 17-го века был первооткрывателем: газета «Journal General d’Affiche» выделила рекламе небольшие блоки, а «La Gazzette» ― целый раздел.
Выпуск «La Gazette» 1631 года
Современная реклама может раздражать навязчивостью, но появилась она от необходимости выделяться на фоне конкурентов и быть «на слуху» у покупателя.
Традиции vs креатив ― в чём разница такой рекламы
Отличие №1 Каналы трансляции
Мы привыкли видеть и слышать рекламу в печатных изданиях, на телевидении, радио и билбордах. Это классические и проверенные временем способы рассказать о своём продукте или компании.
Нестандартная реклама «поджидает» аудиторию в совершенно неожиданных местах: в соцсетях, блогах, стриминговых сервисах, на ивент-мероприятиях. И даже на одежде соседа, который работает в Нетологии, Ozon,VK (exMail.ru Group), Росатом, ВсеИнструменты, Tutu, Playtox. Как на примерах ниже:
Примеры мерча Нетологии, VK, Ozon, Playtox
К нестандартной рекламе можно отнести любой немассовый и необычный канал распространения ― от слухов до надписи на снегу.
Нетрадиционная реклама подкупает внезапностью и креативом, цепляет интерес нестандартными слоганами взамен типичному «Заходите к нам в магазин, здесь широкий ассортимент товаров»
Отличие №2 Аудитория
Из первого отличия вытекает второе: традиционная реклама, пусть и «бьёт» в боли целевой аудитории, но имеет широкий охват.
Нетрадиционная же «берёт» нахрапом не только ЦА, но и мимокрокодилов: например, в 2015 году на бразильском пляже производители Sprite установили гигантский душ в виде автомата с газировкой.
Отличие №3 Цена
Традиционная реклама ― это дорого.
В среднем, за 30-60 секунд эфирного времени региональные телеканалы берут с рекламодателей до 10 тысяч рублей. Цена за аналогичное время на федеральных стартует со 100 тысяч и доходит до миллиона ― и это ещё нужно учитывать офф-тайм и прайм-тайм.
Так что часто небольшим фирмам или начинающим предпринимателям выгоднее вложиться в креативный подход к продвижению, чем в стандартную рекламную кампанию. Здесь цена во многом зависит от фантазии и возможностей представителей фирмы/стартапа.
Отличие №4 Цензура
В РФ рекламу регулирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и несколько федеральных законов, в том числе ФЗ «О рекламе». И пока что к традиционным каналам рекламы требований куда больше, чем к креативным.
Нетрадиционные способы и места для рекламы нельзя назвать полностью свободными от цензуры. Например, за призыв к насилию рекламодателя всё равно будут ждать штраф и суд. Но регулируется это сфера сложнее, как минимум, потому что у неё нет чётко обозначенных локаций и правил, какие есть на том же ТВ.
Отличие №5 Подход
В традиционной рекламе в тренде проверенные маркетинговые приёмы:
● сделать товар главным героем ― часто используют рестораны быстрого питания;
● описать знакомую повседневную ситуацию ― транслируют банки для демонстрации своих предложений;
● предложить решение проблемы ― используют производители бытовой химии.
Нестандартная реклама подразумевает вывод людей на эмоции, эпатирование публики, безумие и креатив. С последним неплохо справилась одна компания, производящая ПО для налоговой отчётности ― их рекламу люди видели в печенье с предсказаниями.
Реклама может быть реализована даже через NFC. Посмотрите пример от компании PlayTox и их цифровыми кусочками печенья с предсказаниями:
6 нестандартных мест для размещения рекламы
Небольшая ремарка: на некоторые из них потребуются разрешения от официальных органов ― ФАС, администрации города или профильного отдела в каком-нибудь региональном министерстве.
1.Скамейки. В крупных городах уже можно встретить подобные рекламные носители, а вот в регионах это пока «непаханное поле» маркетинговой среды. Выбирать стоит многолюдные и проходимые места. В среднем на реализацию такой рекламы потребуется 30 тысяч рублей.
2. Киберпространство. Реклама в видеоиграх уже используется именитыми брендами. Самый яркий тому пример ― «The Sims», где в симуляторах торговых центров можно приобрести виртуальную одежду настоящих фирм вроде H&M.
3. 3D-билборды. Идея не новая для зарубежья, особенно востока, но в России такой формат рекламы стал использоваться пару лет назад и пока есть только в крупных городах. 3D-борд от обычного и от цифрового отличается объемным трёхмерным изображением или видео.
3D-борд Netflix с рекламой Resident Evil
4. Общественные локации для установки арт-объектов. Неплохие примеры ― гигантская коробка с фри от Mcdonald's и вилка под деревом от вегетарианского ресторана Tibits. Цену подобных инсталляций спрогнозировать сложно, ведь тут оценивается не только размер, но и этапы работы: от визуализации до установки.
5. Вазоны. Возле магазинов и кафе часто устанавливаются большие вазы с цветами. Их можно забрендировать, как это сделала чайная фирма Bigelow, акцентировав внимание потребителей на том, что их продукт исключительно натуральный.
6.Проекция на асфальт. Этот способ рекламы всё чаще можно заметить на улицах: с помощью специального проектора изображение с логотипом магазина или цепляющая фраза транслируются прямо на асфальт под ноги проходящим людям. Стоимость такого проектора ― от 12 до 50 тысяч рублей.
Эти идеи продвижения можно назвать локальными ― они сосредоточены в одной местности и не выходят за её пределы, даже у рекламы в небе чёткая траектория. Но есть и другой способ заявить о себе ― использовать «пространства», которые легко перемещать по городу и даже по стране.
Идеи «мобильной» нестандартной рекламы
Тут всё зависит от вашей фантазии, ведь рекламной плоскостью может стать что угодно и (о боже!) кто угодно.
Несколько примеров:
● LED-рюкзаки с логотипом фирмы, которые носят по городу промоутеры. Вместо изображения можно заказывать рюкзаки с видеоэкранами, транслирующими нужный посыл. Такую рекламу использует сервис hh.ru;
● Поясные сумки, репки и шопперы со сменными наклейками или липкими стикерами. На них может быть изображен логотип компании и ее название;
● Стаканчики от кофе или чая на вынос, которые часто люди заказывают в утреннее и обеденное время. Это возможность «примелькаться» логотипом перед глазами покупателей и прохожих. Такой способ использовали маркетологи жевательной резинки «Dentyne ICE», разместив на кофейных стаканчиках лого фирмы и призыв взять пачку, чтобы обеспечить свежее дыхание;
● след от ног или обуви ― тут есть как минимум два варианта: расклеить на асфальте имитацию от следа с рекламной надписью или изготовить специальные ботинки, протектор от которых будет оставлять на земле рекламную надпись;
● человек ― наше тело уже давно не храм, так что находятся безумцы, согласные сделать тату с рекламной надписью. В более «лайтовой» версии настоящую татуировку можно заменить боди-артом;
● животные ― даже они могут стать «жертвами» маркетинга, их можно одевать в жилетки с названием бренда или выбирать тех, чей окрас совпадает с цветовой гаммой рекламной кампании и сделать их «лицом» фирмы. Главное ― не впадать в крайности, иначе появятся проблемы с зоозащитниками.
Создать рекламу товаров и услуг можно даже на ситуациях, прямо противоположных друг другу:
● за счёт помощи другим ― отдавая одежду с логотипом бездомным, снабжая брендированными провиантом и предметами первой необходимости в чрезвычайных ситуациях. Но такая помощь должна быть настоящей, а не показной;
● за счёт скандалов ― примеров такой рекламы в сети предостаточно. Её суть в том, чтобы взбудоражить, поразить и даже разозлить общественность высказываниями (например, лозунг «Сосу за копейки» от LG) или действиями.
Мерч как способ прорекламировать бизнес
И финальная идея необычной рекламы ― создать собственный мерч. Казалось бы, причём тут вообще продвижение, если это часть корпоративного стиля?
Комфортные и красивые вещи могут носить как сотрудники компании в качестве корпоративной одежды, так и клиенты. Одежда с символикой и логотипом фирмы помогает повысить узнаваемость бренда и быть «на глазах» у потенциальной ЦА
Вот небольшая подборка примеров:
Мерч «Cloud4Y», «Azure Games», ЦФТ «Базис»
Если говорить кратко, то мерч создаётся так: выбирается фирменный стиль и цвет, формируется миссия и слоган, подбираются стикеры. Всё это вместе с логотипом наносится на одежду: футболки, толстовки, свитшоты. То же самое можно и нужно делать с печатной продукцией, канцелярией, аксессуарами.
Только носить такие вещи можно и вне фирмы:
● на массовом мероприятии ― мастер-классах, пресс-конференциях, тематических встречах, где легко «примелькаться» ЦА и коллегам;
● на волонтёрских мероприятиях, куда сотрудники фирмы прибудут в качестве добровольцев, отлично подойдут те же субботники, особенно если их освещают СМИ;
● на собственных мероприятиях и акциях ― это как способ беззвучно сказать кто организатор события.
Мы в StickPeek уже 3,5 года работаем с брендированными стикерами на одежде и многое знаем о том, как лучше всего создать «продающий» мерч. Это не волшебная пилюля, которая делает бренд узнаваемым моментально, но действенный инструмент, чтобы сказать аудитории «Запомните нас» и прорекламировать фирму.
А как считаете вы ― можно ли считать мерч нестандартной рекламой?