Почему важно иметь стратегию?
У большинства компаний и предпринимателей, скорее всего, нет стратегии бренда, и лишь немногие уделяют этому должное внимание. Некоторые считают, что она у них есть, но зачастую это ошибочное представление. У других может быть нечто, напоминающее стратегию, но в большинстве случаев она оказывается недостаточно эффективной.
Так или иначе, но большинство вообще не задумываются об этом всерьез. Там, где должна быть стратегия, просто ничего нет. Вакуум. Потому что если бы сильная стратегия была, о ней было бы известно и потребителям и конкурентам. И тогда речь бы шла о бренде, с которым бы хотели сотрудничать, который приносит огромную прибыль, о котором говорят клиенты, на кого ссылаются, прислушиваются, включают в опросы и на кого равняются другие участники отрасли.
Почему так важно иметь стратегию? Потому что ее отсутствие приводит к следующим последствиям:
1. Сомнения
Стратегия — это инструмент, который помогает принимать решения. Она проясняет, что правильно для бренда, а что нет. Что сработает, а что окажется пустой тратой ресурсов.
Поэтому, если ее нет, то первое последствие очевидно: возникает путаница. Не понятно, в каком направлении двигаться. Возникают сомнения, колебания при принятии решения и подстраховочные варианты. Отсутствует решительность в готовности принимать решения и уделять максимум внимания одному направлению. Робость, нерешительность и излишняя осторожность со временем приведет бренд к посредственности. Бренды и предприниматели с четкой стратегией точно знают, для чего они нужны, куда они идут и что им нужно делать. Если нет чувства убежденности, это явный признак отсутствия стратегией.
2. Сложно выделиться среди конкурентов
Стратегия определяет то, что нужно делать не так, как все остальные. Уникальные решения в контексте «Они все делают X, а мы делаем Y», повышают производительность и двигают компанию к намеченной цели. Если этого нет, то происходит обратное: вместо того, чтобы выделяться среди конкурентов, компании сливаться с ними, копируют решения конкурентов, а не бросают им вызов. Это может происходить сознательно или подсознательно, но так или иначе это неизбежно происходит. Это естественное следствие отсутствия четкого понимания того, что нужно делать, и, что еще важнее, чего делать не нужно.
3. Прибыль сокращается
Конечная задача стратегии очень проста: максимизировать прибыль. Она создает предпосылки для того чтобы, тратить меньше а получать больше. Чем более стратегический подход развития бренда, тем он прибыльнее. Вот так просто.
Однако, когда стратегии нет, приходится восполнять этот недостаток различными способами, подрывающими прибыль: конкурировать по затратам на сырье, логистику, хранение, дистрибуцию, тратить больше на маркетинг и так далее. Нужно работать с удвоенным или утроенным усердием, потому что способа работать по-другому просто нет. Конечно, эти усилия будут приносить свои плоды и, возможно даже очень долго, но только стратегия может привести к значительной и более легкой прибыли.
4. Вы всем безразличны
Вести стабильный, рентабельный бизнес — это прекрасно. Но если компания стремится к большему, желает создать что-то, что захватывает дух, меняет поведение потребителей, перестраивает рынки и вызывает яркий эмоциональный отклик, граничащий с иррациональностью, то стоит обратить внимание на необходимость стратегии. Стратегия — это секретный ингредиент, который позволяет проявлять смелость, ясность и страсть.
Давайте будем честны: всё, что описано выше, — это не «плохо». Это просто норма.
- Большинство компаний немного запутались.
- Большинство компаний не выделяются.
- Большинство компаний имеют среднюю прибыль.
- И большинству компаний, если честно, никто особо не сопереживает.
Если такое положение дел устраивает — это нормально. И скорее всего, такая компания выживет. Может быть, даже добьётся некоторого успеха, если потратит достаточно времени и приложит достаточное количество усилий.
Но если этого не достаточно, то помочь достичь желаемого сможет только стратегия.