За горизонтом. Будущее глазами россиян и в зеркале СМИ

Совместное исследование аналитической компании PR News и медиахолдинга Rambler&Co

Будущее всегда будет неопределенным, но это не значит, что мы не должны стремиться к нему.

Джером Д. Сэлинджер, "Над пропастью во ржи"
За горизонтом. Будущее глазами россиян и в зеркале СМИ

Будущее – это всегда загадка, горизонт, к которому стремится человечество. Это неосвоенная территория, наполненная как надеждами, так и опасениями. Одновременно манит неизвестностью и пугает неопределенностью. Для одних будущее — технологический рай с инновациями и безграничными возможностями. Для других — бесконечная череда вызовов, которые требуют адаптации и мужества.

В эпоху стремительных перемен и глобальной неопределенности формирование коллективного видения будущего приобретает особую значимость.

Изучение представлений о нем в обществе важно для понимания настроения людей, оценки степени готовности к изменениям и выявления ключевых социальных запросов. С точки зрения коммуникаций, в условиях постоянного цифрового шума, один из нативных способов войти в повседневность человека – это встроиться в его картину будущего.

Совместно с Rambler&Co мы провели онлайн-опрос на ресурсах медиахолдинга и контент-анализ текстов федеральных СМИ. Это уже не первый подход PR News к теме будущего. Цель нынешнего исследования: узнать, какие символы и образы ассоциируются у россиян с будущим, в каких сферах чаще рассуждают о перспективах и как идеями будущего наполнена коммуникация с аудиторией.

Опрос проходил в период с 4 по 21 октября, в исследовании участвовало 464 тыс. респондентов старше 18 лет, из них 66% мужчин и 34% женщин. Для контент-анализа текстов федеральных СМИ использовались публикации, в которых слово «будущее» упоминается минимум 5 раз. Рассматривались материалы, опубликованные с января по сентябрь 2024 года.

О результатах нашего исследования рассказываем в этой статье.

Уже наступило или горизонты планирования сужаются?

Проведенный онлайн-опрос показал различия в восприятии понятия будущее. Для одних будущее – это неотъемлемая часть настоящего: 31% участников исследования на вопрос «когда наступит будущее?» выбирали ответ «уже наступило». То есть благодаря технологическому прогрессу будущее воспринимается как нечто уже достигнутое здесь и сейчас.

За горизонтом. Будущее глазами россиян и в зеркале СМИ

Другая часть респондентов видит будущее как продолжение настоящего, его эволюционное развитие. Завтрашний день представляется улучшенной версией сегодняшнего, с постепенными изменениями в различных сферах жизни. Своего рода проекция личных целей и стремлений, таких как: карьерный рост, создание семьи, путешествия, покупка дома или достижение других значимых жизненных ориентиров. Будущее выступает как конкретный план действий, мотивирующий к активной деятельности в настоящем. Это видение будущего характеризуется умеренным оптимизмом и надеждой на улучшение условий жизни, повышение благосостояния, укрепление семьи и стабильности.

Но есть и те, для кого концепция будущего утратила четкие очертания из-за сокращения горизонта планирования. Они воспринимают это понятие как неопределенное и абстрактное, нечто удаленное и масштабное, то, что наступит через 500 лет (так описывает будущее каждый третий респондент).

Ассоциативный образ будущего

Жизнь в метавселенной, летающие машины, колонии на Марсе, а может, все гораздо проще: социальные изменения, личный успех и реализация? Будущее – не просто абстрактная временная перспектива, это мощный образ, формирующий наши цели, страхи и решения. С чем же он ассоциируется?

За горизонтом. Будущее глазами россиян и в зеркале СМИ

Стремительное развитие технологий, искусственный интеллект, виртуальная реальность, генная инженерия и биотехнологии – всё это прочно вошло в нашу жизнь и формирует ожидания радикальных изменений в будущем. Поэтому для 16% опрошенных будущее – это роботы, машины, чипы и т.д. Неизменные спутники – космос (14%) и развитая медицина (12%). Наименее популярными оказались идеи бережного отношения к экологии (6%), искусственная еда (4%), натуральное хозяйство (3%).

Такие результаты говорят, что восприятие будущего в сознании людей все же задают футуристические образы и символы технического прогресса.

Компания будущего – отражение наших потребностей

Описывая компанию будущего, большинство россиян обращаются к таким понятиям, как технологичность и инновационность (17%). Но вместе с тем большое значение приобретают такие грани, как гарантия безопасности (13%) и обеспечение высокого качества товаров и услуг (12%). Таким образом для значительной части российского населения компания будущего ассоциируется со стабильностью, качеством и благополучием. Базисом ожиданий являются характеристики: безопасная, качественный продукт и этичная. Это говорит о запросе на прозрачные, предсказуемые и доверительные отношения между потребителем и бизнесом. Актуальность этих смыслов с каждым годом только возрастает и укрепляется. А вот факторы комфорта (8%), доступных цен (9%), сформированный HR-бренд (7%), индивидуальный подход (7%) и экономия времени (6%) становятся второстепенными.

За горизонтом. Будущее глазами россиян и в зеркале СМИ

По данным исследования, наука, космос и IT – триада будущего. В 2024 году к ним присоединилась и медицина. Очевидно, эпоха пандемии сыграла здесь свою роль.

Второй эшелон компаний, которым потребитель готов дать шанс получить билет в будущее, − это ретейл, e-com и entertainment.

Остаться в прошлом рискуют банки, компании из сферы образование, авто, страхование и недвижимость и т.д. (выбирали менее 5% опрошенных).

СМИ как архитектор будущего в нашем сознании

А что же влияет на наши образы и формирует те самые ассоциации, из которых складывается отчетливый рисунок будущего?

Современные средства массовой информации (СМИ) уже давно стали неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Они не только информируют о событиях и передают факты, но и формируют мировоззрение, отношение и установки. Мы постоянно погружены в информационный океан, создаваемый бесчисленными медиаплатформами. Стремясь понять, каким станет наше "завтра", осознаем, что это понимание зачастую рождается не только в личных размышлениях, но и под влиянием СМИ. Через призму новостей, аналитических программ и публичных дискуссий происходит не только информирование о текущих событиях, но и рисуются картины возможных перспектив и сценариев. Это мощный инструмент, способный конструировать не только реальность, но и будущее. При этом способы и форматы подачи информации оказывают непосредственное влияние на восприятие событий.

Контент-анализ федеральных СМИ демонстрирует, что будущее – одна из важных и часто обсуждаемых тем. За период с января по сентябрь 2024 года опубликовано 31,5 тыс. сообщений, так или иначе посвященных этой теме. При этом пик публикаций, транслирующих новые идеи, пришелся на январь и февраль (более 3 тыс. и 5 тыс. сообщений). То есть смело можно говорить о том, что начало года остается точкой отсчета и планирования и в установках людей, и в медиапространстве.

Чаще всего тему будущего в СМИ озвучивают госорганы, госкорпорации и проекты с государственной поддержкой. Коммуникативная задача: снять напряжение в обществе, сформировать ощущение стабильности и уверенности в действиях власти, показать четкую стратегию развития, очерчивая конкретные рамки. Представители власти апеллируют к 2030 году как дате, определяющей границы будущего.

Именно представители разных ветвей власти выступают архитекторами завтрашнего дня в каждом пятом сообщении федеральных СМИ. Фокус на долгосрочных перспективах и стратегиях развития инфраструктуры, технологий и социального обеспечения.

24% – в дискурсе о будущем занимают государство и внутренняя политика, 19% – у науки и образования, 11% отдано высоким технологиям.

За горизонтом. Будущее глазами россиян и в зеркале СМИ

Будущее в нейминге проектов и кампаний также набирает обороты. Чаще других термин используют образовательные организации, фонды, форумы и спортивные проекты. Использование слова "будущее" в названии создает устойчивые ассоциации, наделяя их нужными смыслами.

Будущее –это не только то, что нас ждет. Это то, что мы можем создать

Важно понимать, что взаимоотношения между медиа и обществом – это динамичный, взаимозависимый процесс. Медиа влияют на общественное мнение, формируя представления о будущем. Общественные установки, в свою очередь, определяют, какие медийные нарративы становятся востребованными и влиятельными. Для построения желаемого будущего нужно критически оценивать медийные образы, которые нам предлагаются. Диалог между медиа и обществом должен быть направлен на создание будущего, которое будет не только технологически развитым, но и гуманным, справедливым и устойчивым. Наше с вами будущее – это пространство для борьбы и созидания, где каждый может внести вклад в формирование завтрашнего дня. За горизонтом будущего скрывается множество возможностей и только от нас зависит сможем ли мы их реализовать.

Начать дискуссию