Как съесть слона и при чём тут метод управления проектами SCRUM
Как часто проекты в вашей компании не укладываются в заданные временные рамки? Хотя, казалось бы, планирование, графики, отчёты… Организовать работу максимально эффективно можно, для этого нужно знать некоторые инструменты-помощники. Один из них – метод SCRUM.
В чём суть?
Метод SCRUM – часть идеологии Agile, представленной в начале этого века группой независимых разработчиков программного обеспечения. Она объединяет несколько гибких методик управления, основанных на эффективной организации труда небольших групп специалистов. Метод оказался настолько эффективным, что теперь применяется и за пределами сферы разработки ПО: везде, где есть проекты, жёсткие сроки, небольшая команда и возможность разбивки проекта на составные, логически завершенные, части. Как съесть слона? По кусочкам.
Спринты – основа метода
Весь проект в SCRUM делится на итерации длительностью кратной неделе. Наиболее распространенное время – от 1 до 4 недель. Каждая итерация называется «спринт».
Цель спринта – за отведенное время создать продукт, готовый к демонстрации заказчику или потребителю.
Особенность спринтов в том, что одновременно решается только одна задача.
После каждой итерации вы получаете отзыв о том, движетесь ли вы в том направлении, которое нужно. Это и есть главное преимущество SCRUM – гибкость в разработке благодаря постоянной обратной связи.
Если проект делается без спринтов, весь сразу, то есть вероятность, что от него придётся отказаться, если в итоге выяснится, что продукт имеет критические недостатки. Те проблемы, которые можно выявить на ранних стадиях, используя SCRUM, могут быть слишком поздно обнаружены при использовании других методов.
Роли в SCRUM
Каждый человек, участвующий в проекте SCRUM, выполняет только отведенную ему роль. Чаще всего этих ролей три: владелец продукта, мастер и команда.
Владелец продукта
Владелец продукта, он же PO (Product Owner), не является в прямом смысле собственником. Это менеджер, через которого идет связь между клиентом или потребителем и командой, делающей продукт.
Главная задача – коммуникация с заказчиком и оперативное донесение информации до исполнителей.
Мастер
Мастер является частью команды, но со специфическими обязанностями. Его основная задача – обеспечить рабочий процесс. Также он берет на себя роль модератора во время совещаний, разрешает противоречия в команде и следит за исполнением принципов метода.
Команда
Это те люди, которые непосредственно работают над проектом. Обычно их от 4 до 6 человек. Все члены команды берут на себя коллективную ответственность за задачи спринта как единое целое.
Совещания в SCRUM
Совещаний в рамках использования этой методики проводится много, они различаются по целям и продолжительности.
Планирование спринта
Планируется весь объём работ, который будет выполняться за следующий спринт.
Должны быть чётко поставлены цели и определены методы их достижения.
Также определяется трудоёмкость тех задач, которые запланированы на текущий спринт. Члены команды поясняют PO и мастеру, как они планируют работать, чтобы достичь цели.
Ежедневное совещание
Каждый член команды отвечает SCRUM-мастеру на 3 вопроса:
- Что я сделал вчера?
- Что я делаю сегодня?
- Какие есть проблемы?
Решение проблем не ищется в рамках ежедневного совещания. Всё общение занимает не более 15 минут.
Демонстрация продукта
Презентация законченной части продукта, которая проводится в присутствии всех заинтересованных сторон, включая клиента.
Подведение итогов спринта
Обсуждение того, что удалось достичь и что не получилось.
Ретроспективное совещание
Здесь должны быть получены ответы на 3 вопроса:
- Что у нас получилось хорошо во время спринта?
- Что у нас получилось плохо?
- Что мы можем улучшить в следующем спринте?
Метод SCRUM применяется в работе над рядом проектов в бизнес-клубе «Атланты». Более 140 мероприятий в год, в том числе открытые и эксклюзивные – только для резидентов – встречи с интересными спикерами, форум-группы, обсуждения, собрания клубов в клубе… Всё это нуждается в чётком планировании. Команда клуба тестирует на себе разные методики и готова делиться наработками.
Если вам был полезен этот материал, поставьте + в комментариях, чтобы подобных публикаций было больше.
В следующей статье расскажем о распространённых ошибках и трудностях внедрения SCRUM в работу.