Бизнес-модель: как понять и применять?

Наверняка каждый человек, который задумывается о предпринимательстве, сталкивается с понятием бизнес-модели. Но не все стартаперы (и, по секрету скажу, опытные владельцы бизнеса) понимают суть и назначение данного инструмента и разбираются в рабочих моделях. Разберемся с понятием.

Условно его можно рассматривать в двух плоскостях - в широкой, общеуправленческой и в более узкой, финансовой. Если кратко, то в первом значении БМ - это система принципов, инструментов и методов для достижения компанией поставленных целей и реализации своей миссии. Во втором же - способ использования определенного актива или группы активов для достижения поставленной цели. В результате должны быть Ценность и Прибыль.

Эксперты выделяют около 50 базовых моделей-паттернов, из которых, в процессе синтеза и творчества, рождаются инновационные, в том числе, суперуспешные бизнесы - Amazon, Netflix, Starbucks...

Каждый паттерн отражает: КТО клиент, ЧТО мы ему предлагаем как ценность, КАК создаётся ценность и ПОЧЕМУ модель экономически эффективна. Ответив на эти вопросы, получаем "скелет" нашего бизнеса.

Все паттерны мы рассматривать не будем, обратим внимание лишь на самые эффективные и рабочие схемы.

1. Freemium (условно бесплатно) - рабочая схема для уникальных проектов или для тех, чей контент можно условно разделить на "базовый" и "премиальный".

Клиент получает базовую услугу, и за дополнительную плату - премиум версию (доп. возможности, больше контента и т.д.). Выигрыш фирмы в том, что та небольшая доля премиальных клиентов обеспечивает пользование продуктом базовым клиентам. Примерами фирм и продуктов могут послужить Lingua Leo (и подобные приложения для изучения языка), Dropbox, Evernote, 1С-Битрикс, Skypе. К примеру, New York Times дает читателям бесплатный доступ к 20 статьям в месяц. Если вы захотите почитать еще, придется заплатить.

2. On demand (по требованию) - клиент оформляет заказ и ждёт его выполнения, а фирма, соответственно, выполняет.

Это популярная БМ. Часто лучший вариант для стартапов. Популярна, например, среди платформ заказа такси и доставки еды, а так же кафе, работающих только на вынос и доставку. Т.е большинство проектов с такой БМ созданы для встречи заказчика и исполнителя. Заработок - комиссия за заказ.

3. Subscription (подписка) - уже привычная всем нам, однако рабочая схема. Клиент вносит периодические платежи, а компания предоставляет товар/услуги.

Примерно как мы в детстве оформляли подписку на журнал "Ровесник" в почтовом отделении. Сейчас это работает в основном в сфере e-commerce. Вспомните, как работает подписка на Apple music, BOOM, Netflix и другие похожие ресурсы. Но есть примеры и в оффлайне - интересно описана бизнес модель кафе в статье Александра Левитаса "Как заработать, "продав рубль за копейку"?: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=3317493631635691&id=100001252612403

4. Hook and bait (крючок и наживка) - бизнес-модель, которую создал Генри Форд. Автомобиль - это лишь наживка, чтобы подсадить вас на крючок владения авто и соответствующих расходов. Сегодня по этой модели работает большинство развлекательных приложений.

Например, "Великий султан" - самая "задоначенная" онлайн-игра в РФ, то есть пользователи вливают в нее огромное количество рублей посредством своих покупок в приложении. Вспомните, вы наверняка с такими играми сталкивались - Candy Crush, Subway Surfers и т.д.

Попробуйте сами сейчас открыть рабочий стол своего телефона и проанализировать, какие бизнес-модели имеют ваши приложения - магазины, игры, образовательные платформы, сервисы еды и прочее.

Напомню, что в чистом виде БМ встречаются все реже - но так интереснее!

11
Начать дискуссию