Лояльные кэшбеки - угроза лояльности клиентов хомякам

Зачем всё это и почему

Как известно, люди любят “хаяву” (этимологию этого термина и сравнение её с халвой оставим за рамками данного эссе). И люди к халяве тянутся, нередко забывая о народной же (то есть своей) мудрости - “скупой платит дважды”, “бесплатный сыр только в мышеловке”,..

Попробуем оправдать людей (в их же глазах - да и себя в том числе), объяснив как и зачем нужно (можно) пользоваться кэшбеком с рациональной точки зрения.

Как это работает

Почему и ”с чего” банк вознаграждает клиента за покупку? Банк работает себе в минус? Никогда! Он просто делится с клиентом кусочком комиссии эквайера, которую послушные мерчанты (торговцы) платят ему с каждой своей продажи (вашей покупки).

Конечно всё немного сложнее…Ваш банк (эмитент вашей карты) получает от эквайера (банка, который поставил в торговой точке (point of sales) POS-терминал) кусочек вышеупомянутой эквайринговой комиссии. И кусочком этого кусочка готов поделиться с вами.

Зачем ему с вами делиться? Он что такой добрый? Нет, он умный - он понимает, что на обороте можно заработать больше чем на марже. В смысле, чем больше вы (и все остальные любители кэшбека) будут покупать, тем больше он (и не только он - эквайерам и мёрчантам это тоже на руку) будет зарабатывать.

Стоит ли этим пользоваться

Поскольку каждый из нас всё равно что-то когда-то где-то покупает, то почему бы не использовать возможность сэкономить? Думаю, многие так и делают. А банки и мерчанты, вдохновившись таким win-win’ом идут ещё дальше. И вот они уже готовы реально приплачивать (а как иначе назвать кэшбек 5% в отдельных категориях, предлагаемый отдельными банками) клиентам за их покупки.

Понятно, что в конечном итоге за всё платит клиент (любая скидка заложена в цену товара, если только он ещё не протух или не скис - вся вот эта себестоимость, маркетинговые бюджеты и стоимость привлечения). Но если уж он и так за это платит, то почему бы не платить чуть меньше?)) Похоже не рекурсию, однако, но это не она - просто dark UX - в широком смысле слова. А мы просто пытаемся пролить на него свет.

Как же этим пользоваться

Казалось бы, всё просто.

  • Транзачишь (платишь) и получаешь кэшбек и наслаждаешься
  • Если банк предлагает выбрать “категории повышенного кэшбека” - выбираешь и наслаждаешься
  • Если у тебя есть несколько карт банков с программами лояльности (так мудрёно называют все эти кэшбеки те кто их придумывает за большие зарплаты), даёшь себе труд удержать в голове схему - по какой карте лучше платить за какие покупки - и наслаждаешься
  • Если банк предлагает тебе совсем уж нереальный кэшбек у какого-то конкретного мёрчанта - будь начеку. Проверь обоснованность цены, её историю, сравни с конкурентами…и наслаждайся

“но есть нюансы”..

И эти нюансы называются MCC - merchant category code. Именно с помощью этих категорий банки (во всём мире) классифицируют торговцев. MCC позволяет, например, отличить ресторан от кафе, а кафе от фастфуда…”но это не точно”. В том смысле, что простому покупателю практически невозможно достоверно угадать в какую именно категорию (MCC) конкретный банк (эквайер) занёс конкретного мёрчанта (торговую точку).

И вот здесь на помощь приходит смекалка и здравый смысл:

  • связку мёрчант-MCC-категория_кэшбека можно запросить у банка
  • у мёрчанта можно спросит его MCC
  • если вы интроверт, можно поставить эксперимент с пробной покупкой

Так ли это просто

В теории всё просто, но не будем забывать о том, что никто (банки - особенно) не хочет делиться ни с кем “своими” доходами. Если банк может (а кто его ограничит кроме надзорных организаций) то он будет использовать любые способы для того чтобы не сказать вам “всей правды” (то есть, вышеупомянутого соответствия между мёрчантом и категорией кэшбека через MCC), или усложнить доступ к ней.

“Хомяк” (полное имя Хоум Кредит Банк), например, вынес описание категорий кэшбека в отдельный файлик, который впрочем можно посмотреть прямо в приложении - и даже скачать. Казалось бы - всё хорошо. Не такой уж этот UX тёмный - информация доступна.

Но банк на то и банк, что из каждого хорошего правила есть (как правило не очень хорошие) исключения. И эти исключения как правило придумывает сам банк. Возможно для своих тёмных (UX) целей.

Вы видите (и выбираете на следующий месяц) категорию кэшбека которая вам приглянулась, а потом.. просто не находите её описание (перечень соответствующих ей MCC) в файлке.

Разберём этот случай подробнее:

Кейс, то есть не чемодан, а случай из практики

Что случилось

Итак, мы выбрали категорию “Онлайн покупки” и уже “раскатали губу” - вот уж мы сейчас все покупки на Wildberries оплатим с повышенным кэшбеком. Действительно, думаем мы, чем наша дикая ягода хуже абстрактного Озона (явно упомянутого в кратком текстовом описании) - чем она не “Онлайн покупка”. Мы обрадовались, но решили проверить, действительно ли он существует - повод для радости.

Что мы сделали

Мы, руководствуясь вышеописанной (см. раздел “Как же этим пользоваться”) логикой пошли в чат банка и спросили у “хомяков”:

  • Здравствуйте, не вижу в файле “Подробное описание категорий” категории “Онлайн шопинг” (см. скриншот).
  • Не могли бы вы уточнить какие MCC попадают в эту категорию?
  • Меня интересуют покупки на Wildberries - MCC 5964

На что “прижимистый грызун” ответил (да, мы умеем пробиваться сквозь ботов напрямую ко живым операторам) примерно следующее:

Что мы получили

Мы узнали что “оказывается”:

  • “Онлайн покупки” - индивидуальная категория
  • Поэтому её нет в таблице
  • Посмотреть MCC клиенту негде
  • А сотрудник банка (оператор - назовём её Анжелика) сообщить MCC тоже не готов

“Что дальше, товарищи? Что дальше!?”

А дальше

  • Мы попытались вытянуть у Анжелики “секретную информацию”
  • В ответ мы получили набор MCC, (возможно) соответствующий текстовому описанию категории
  • Мы уточнили, уж не (условный) ли гугл помог Анжелике предоставить нам MCC, которые она до этого предоставлять была не готова
  • На что мы получили (грубоватую) отповедь - типа “хорош нас тут от работы отвлекать” - “если что по делу напиши смс” - “есть что по существу?”
  • И пока мы “обтекали” и приходили в себя - не часто ведь встретишь такое отношение со стороны сотрудников банка (не на вокзале ведь и не в аэропорту - не “через рамку” проходим)
22
2 комментария

Так все таки подпадает валберес под онлайн покупки?

1
Ответить

Спасибо за вопрос! Видимо мне надо продолжать работать над смысловой прозрачностью текста))
Вайлдбериз не попадает. Потому что он явно не перечислен в кратком текстовом описании категории кешбека - там только Озон и Яндекс.

Так что перед нами классический "обман трудящихся" путём высокомудрого обобщения - назовём Озон и Яндекс онлайн покупками, авось никто не заметит что других онлайн ритейлеров там нет. Вернее, заметит, но будет уже поздно - транзакция прошла - все заработали...кроме клиента))

Ответить