Рынок съест тебя, если носить розовые очки: зачем и как часто мы изучаем конкурентов

Мы проверяем своих конкурентов регулярно. Но не ради галочки или ради того, чтобы просто «знать». Наша цель — понять, как они продают, что говорят клиентам, какие смыслы доносят, и что из этого можем использовать мы.

Меня зовут Евгений Понятов, я СЕО компании Bizon.im. Мы строим высокоэффективные отделы продаж “под ключ” и увеличиваем выручку.

Кейс: построили отдел продаж, который продал 200+ бизнесов на Wildberries на сумму 120 млн рублей.

Сразу скажу: я не про сайты, презентации или рекламные материалы. Да, мы тоже смотрим на эти вещи, но это вторично. Настоящий анализ — это про процесс продаж.

  • Как менеджеры конкурентов ведут диалог?
  • Какие смыслы доносят?
  • Какую мою проблему они решают?
Рынок съест тебя, если носить розовые очки: зачем и как часто мы изучаем конкурентов

Наша задача — не допустить ситуации, при которой мы теряем клиентов, потому что не понимаем, как работают другие. Представьте, что ваш менеджер идёт на встречу с клиентом, но:

  • Плохо представляет, почему клиенты выбирают ваших конкурентов.
  • Не знает, какие смыслы доносят конкуренты, чтобы закрыть сделку.
  • Не осознаёт, как конкуренты выстраивают свои этапы продаж и почему это может быть эффективнее.

Это недопустимо, потому что:

  • Мы не просто теряем клиента, а отдаем его конкуренту.
  • Мы не можем дать клиенту веские причины, почему он должен выбрать нас.
  • Мы не видим свои слабости и не усиливаем свои процессы.

После каждого такого анализа я всегда находил 2–3 инсайта, которые позволяли:

  • Увеличить конверсию на разных этапах воронки.
  • Укрепить наши позиции на переговорах.
  • Усилить продукт или способ его подачи.

О чём эта статья?

  • Как мы анализируем конкурентов, чтобы находить их сильные и слабые стороны.
  • Как этот анализ помогает нам улучшать воронку продаж и продукт.
  • Реальные примеры из практики, которые дали ощутимые результаты.
Рынок съест тебя, если носить розовые очки: зачем и как часто мы изучаем конкурентов

С чего начинается анализ конкурентов у нас?

Тайный покупатель: Мы играем роль клиента и проходим их воронку:

  • Делаем звонок, чтобы понять, как менеджеры закрывают на встречу. И закрывают ли вообще. В большинстве случаев этого не делают, а просто отправляют материалы “Вы посмотрите, а потом созвонимся”
  • Приходим на Zoom, чтобы увидеть, как они продают и презентуют продукт.

    Фиксируем:
  • Какие вопросы задают?
  • Как отвечают на наши вопросы?
  • Насколько компетентны и эмпатичны менеджеры и т.д.
Рынок съест тебя, если носить розовые очки: зачем и как часто мы изучаем конкурентов

Что мы ищем?

Новые фичи по продукту и подходы к продажам

Ситуации бывают разными.

Например, в нише продажи франшиз можно увидеть разные подходы:

  • Кто-то приглашает потенциальных франчайзи в офис компании, чтобы показать, как всё устроено изнутри.
  • Кто-то проводит предварительное обучение для будущих партнёров ещё до подписания договора, чтобы подготовить их к запуску.
  • Другие собирают потенциальных франчайзи на бесплатные мероприятия, чтобы создать эффект вовлечённости и сообщество.
  • Есть те, кто продаёт через зум-встречи с клоузером, а кто-то до сих пор пытается закрыть сделку просто по телефону.

Что мы делаем:

Сравниваем их процесс с нашим:

  • Какие дополнительные этапы у них есть?
  • Насколько они усиливают доверие клиента? Или это наоборот лишний процесс
  • Проверяем, насколько их нововведения действительно помогают продажам или это просто красивая упаковка.
  • Адаптируем полезное: Если находим что-то полезное, тестируем это у себя.
Рынок съест тебя, если носить розовые очки: зачем и как часто мы изучаем конкурентов

Пример №1

Проводя анализ компаний, которые также строят отделы продаж под ключ, мы заметили, что большинство из них работают с помесячной оплатой.

  • Клиент платит каждый месяц вне зависимости от результата, пока процесс строительства отдела продаж идёт.

Чтобы вызывать меньше сопротивления в принятии решения, трансформировоали у себя оплату по-этапную. Результат есть - оплата

Пример №2

В нашей нише много достойных наших коллег, анализируя их мы увидели, что у некоторых, материалы упакованы лучше с точки зрения дизайна:

  • Их таблицы и отчёты оформлены красиво, визуально привлекательно.
  • У них структурированный, легко читаемый дизайн, который сразу производит впечатление профессионализма.

Глупо не признать:

  • Это влияет на восприятие. Клиент, увидев красиво упакованный материал, подсознательно связывает это с качеством услуги.
  • Наши системы и таблицы отлично работают, но их внешний вид проигрывает конкурентам.

Результат:

Поставили в задачи подтянуться по дизайну наших материалов, которые мы внедряем клиентам. Задача не из разряда “важно и срочно”, но в список попала

Выводы: Зачем нам анализ конкурентов?

  • Усиливать свои сильные стороны:Мы не копируем фишки, а адаптируем их так, чтобы они работали под наши процессы.
  • Видеть новые ожидания клиентов:Когда рынок меняется, меняются и запросы. Если мы знаем, что предлагают конкуренты, мы можем оставаться впереди.
  • Держать качество на уровне:Конкуренты могут подталкивать нас становиться лучше, даже если в продукте мы уже сильны.

Делитесь в комментариях, анализируете ли вы конкурентов или считаете, что это все "не обязательно"? Какие фишки работают у вас?

Буду рад видеть вас в нашем кругу друзей!

Подпишитесь на наш Телеграм-канал, где я пишу про продажи, психологию продаж, бизнес в целом и то, как со всем этим получается жить.

11
3 комментария

Согласен, что анализ конкурентов — это очень важно. Но как быть, если у тебя маленький бизнес и нет ресурсов на постоянный мониторинг всех конкурентов? Мне кажется, что не всегда стоит копировать конкурентов, и будет лучше найти свою уникальную нишу и развиваться в этом направлении. Ведь если все будут делать одно и то же, то будет сложно выделиться. К тому же очевидно, что это приведет к монополизации, ведь у кого больше ресурсов, тот и будет на виду, и доверия к ним будет больше.

1

Если вы понимаете: 1) какую проблему вы решаете? 2) у кого вы эту проблему решаете? 3) как вы эту проблему решаете? И третий пункт представляет собой решение которого нет у других - супер. Вы красавчик. Вы говорите как раз про такую "уникальную нишу".

Но если вы не один такой. И вы не лишний в рынке, потому что его объем не маленький, то вам нужно с таким же по сути продуктом выделяться внутри конкурентов.

Анализ конкурентов это не обязательно про копирование. Это про то как вам стать: а) особенней, б) не профукать какие то тренды и не остаться сзади конкурентов

1