Как диагностировать и упаковывать корпоративные ценности?

Проверка корпоративных ценностей через истории

Сотрудникам нужно объяснять какие ценности есть в компании. Обычно ценностный код компании всегда существует, но он может быть неявным.

Т.е. ценности стоит подсветить для сотрудников. В статье расскажу как можно использовать истории для диагностирования и трансляции ценностей в компании

Как можно диагностировать ценности через рассказывание историй?

Для диагностики очень хорошо работает сторителлинг. Можно собирать истории в которых сотрудники в трудных ситуациях поступили верно.

Для сбора историй хорошо работает техника - "Круг историй". Это групповое упражнение лучше проводить в офлайне. Под руководством модератора сотрудники собираются и делятся ценностными историями.

Потом анализируем рассказанные истории и смотрим какой ценностью руководствовался герой истории в условиях драматургического сложного выбора. Ведь в хорошей истории всегда есть "сложный выбор".

Сложность техники в том, что для проведения нужен специально подготовленный человек (модератор), который помогает настроить благоприятную, тёплую атмосферу и через вопросы подсказывает участникам, что важно добавить в рассказываемые истории.

Удалённая диагностика ценностей компании.

Не всегда получается собрать сотрудников на очные мероприятия, но истории можно использовать для диагностики и в дистанционном формате.

В одном из наших проектов в Смыслотеке, хорошо сработал другой вариант диагностики.

Компания была сильно распределённой и на офлайн мероприятия готовы не были. Тогда решили сбор историй делать дистанционно в письменном виде. Побить качество, количеством :)

В этом случае пришлось решать проблему - Не все могут сразу правильно рассказать историю, в которой раскрывается ценность. Поэтому делали небольшую методичку как написать историю текстом. Где давали шаблон истории и подсказки, что должно быть в истории, например трудная ситуация (условия трудного выбора).

Чтобы сотрудники активнее присылали свои истории, пришлось сбор организовывать через конкурс с призами. Удалось собрать большое количество историй. Конечно часть письменных историй была совсем неподходящей, но количества хватило чтобы выбрать качественный материал.

В письменных историях разными маркерами выделяли места, где проявлялась какая-то ценность. Цветовая кодировка помогла отобрать похожие и потом назвать ценности.

Сейчас думаю, что для сортировки и отбора можно использовать нейронки и через промты задать, что искать и как сортировать. Т.е. процесс будет менее трудоёмким и более дешёвым.

Проверка ценностей компании перед трансляцией

Выше я рассказал про два способа диагностики ценностей с использованием сторителлинга.

Подобная диагностика часто используется, когда ценности формулируются "снизу". Это когда ценности реально выявляются через опросы сотрудников с разных уровней компании.

На мой взгляд, "снизу" более правильный путь. При таком подходе меньше вероятность придумать "мёртвые", красивые (социально одобряемые), но неработающие ценности.

Но бывает используют подход "Сверху". Когда ТОПменеджмент компании при помощи каких-нибудь консалтеров придумывают ценности и затем спускают их вниз. В этом случае вероятность появления "мёртвых" ценостей выше. И перед тем как начинать транслировать и внедрять ценности по всей компании их желательно проверить.

Проверка "здравым смыслом".

В нашей смыслотечной практике был интересный случай такой проверки. Нас пригласили в один банк именно на этапе запуска трансляции ценностей. Представили 6 ценностей, сформулированных в подходе "сверху".

И заказчики сразу были готовы обсуждать способы упаковки и трансляции ценностей. Но меня с коллегой насторожила ценность "Предпринимательский дух". В контексте банковской, супер зарегулированной, сферы такая ценность смотрелась инородно.

Решили "копнуть" поглубже и стали разбираться, что понимается под "Предпринимательским духом". Погрязли в дискуссиях, т.к. не было чёткого видения сути ценности. В результате предложили прояснить ценность в сравнении с другими "дУхами" менеджерским и исполнительским. Подробнее о проверке через матрицу сравнения можно почитать здесь

Диагностическая сессия заняла несколько часов и в результате выяснилось, что под предпринимательским духом понималось совсем другое. Команда заказчиков была в некотором шоке и в результате проект по трансляции у нас не сложился :)

Но проверка "здравым смыслом" уберегла от ошибки трансляции не той ценности.

Проверка корпоративных ценностей через истории

И снова я про сторителлниг :) Ну так уж выходит, что истории очень удобный формат для работы с ценностями. На мой взгляд, так получается потому что и у ценностей и у историй схожие механизмы формирования.

Ценность понастоящему проявляется в ситуации выбора, когда нужно принимать нешаблонное, нерегламентируемое решение. И в хорошей истории всегда есть драматургия, ситуация (момент) в которой герой вынужден принимать часто судьбоносное для него решение.

Обычно, когда ценности сформулированны, есть название ценности и какое-то словестное описание.

Например. Отвественность - это готовность выполнять обязательства, принимать решения и отвечать за их резутьтат.

Но такую формулировку разные люди могут понять по-разному. А ещё перед трансляцией ценности сотрудникам хорошо бы проверить отзывается у них она или нет.

Проверку можно сделать, предложив сотрудникам вспомнить и рассказать ситуации, в которых как они думают проявлялась ответственность. Рассказывать можно в разных форматах, мы в Смыслотеке предлагаем заказчикам сделать проверку в более игровом, креативном формате.

Проводим с сотрудниками специальное мероприятие Смыслотон. На котором предлагаем сделать руками сотрудников рисованные ролики - истории про ценности. Сотрудники вовлекаются в процесс создания ролика и в творчеком состоянии обычно рассказывают правдивые истории, действительно показывающие отзывается у них ценность или нет, так ли они понимают ценность.

При работе с одной компанией одной из ценностей была - Надёжность. И через Смыслотон мы смогли увидеть, что сотрудники воспринимают эту ценность совсем не так, как хотелось бы руководству.

Компания работала в условиях крайнего Сервера и сделанные ролики-истории показали, что надёжность воспринимается, как взятие на себя риска в трудных ситуациях. А руководство наоборот хотело донести, что Надёжность складывается из действий, которые помогают не доводить до рискованных ситуаций. Пришлось корректировать смыслы при описании ценности Надёжность.

Трансляция ценностей в компании

Ну и конечно при трансляции ценностей без историй никуда:)Кратко про то, как работает сторителлинг при трансяции ценностей можно посмотреть в ролике

Тут опять же можно использовать истории в разных форматах.

Собирать "банк" ценностных историй компании.

Можно самим в компании целенаправленно собирать истории, которые показывают как нужная ценность проявляется в компании.

Как собирать? Например, замечать и фиксировать ситуации, когда сотрудники поступили правильно. А потом просить их рассказаить историю, про то что присходило в той ситуации.

Чтобы помогать сотрудникам рассказывать цепляющие истории можно пройти обучение, как это делать. Мы в Смыслотеке и обучаем этому, и помогаем в сборе таких историй.

Заказчики отдают нам "на растерзание" сотрудников, которые поступили по ценностям, а мы через дистанционные консультации помогаем сотрудникам вспомнить ситуацию и рассказать историю. Потом обычно такие истории записываются на видео и транслируются в компании.

Делать мультики про ценности

Помните пример с ценностью Отвественность. Ниже пример ролика - истории про эту ценность.

Вместо заключения

Надеюсь эта статья обратила ваше внимание на истории как на инструмент работы с ценностями.

1
Начать дискуссию