Торговля маркированными товарами в онлайне: сложности и возможности
К 2020 году обязательной маркировке подлежат уже десятки категорий товаров, при этом шесть типов продуктов находятся на этапе тестирования. К 2024 году абсолютно вся продукция будет иметь уникальную метку для проверки подлинности — таким образом государство планирует снизить объем продаж контрафактной продукции.
Именно поэтому перед производителями и поставщиками стоит непростая задача — успеть промаркировать остатки и поставить этот процесс «на поток», не допуская ошибок, за которые можно заплатить рублём и даже собственной свободой. Сегодня мы расскажем о «подводных камнях» маркировки товаров и о том, как их безболезненно избежать.
Какие товары подлежат обязательной маркировке
Сейчас обязательной маркировке подлежат следующие товары:
- Изделия из меха;
- Обувь;
- Лекарственные средства из перечня высокозатратных нозологий;
- Товары легкой промышленности;
- Парфюмерия;
- Шины и покрышки;
- Велосипеды;
- Молочная продукция;
- Медицинские кресла-качалки;
- Табачная продукция.
Производители и продавцы продукции без уникальной метки не могут легально реализовывать её на территории РФ — и автоматически отправляются под списание. На маркировку части категорий из списка (товаров легкой промышленности, парфюмерии) ещё есть время — тем не менее, это далеко не самый простой процесс.
Важно: Производители могут маркировать новые товары из категорий, подлежащих присвоению уникального кода, но не остатки.
Какие санкции грозят за отсутствие маркировки
Для категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке, действуют различные санкции в случае отсутствия DataMatrix.
Например, согласно статье 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство табачной продукции, лекарств и обуви без маркировки может привести к штрафу от 5 до 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателя). Крупные компании в этом случае могут заплатить от 50 до 300 тысяч рублей — все непромаркированные товары также будут конфискованы.
Если суммарная стоимость обуви, табачных товаров и лекарств без маркировки будет выше 1,5 млн рублей, то продавцу может грозить до 3 лет под стражей вместе со штрафом в 80 тысяч рублей (часть 1 статьи 171.1 УК РФ).
Как проходит самостоятельная маркировка товаров
Чтобы сделать маркировку продукции самостоятельно, необходимо:
- Зарегистрировать свою электронную подпись;
- Зарегистрироваться на сайте «Честного знака»;
- Создать товарную позицию — например, «мужская обувь, Россия» и «мужская обувь, импорт»;
- Сгенерировать коды маркировки на необходимое количество штук: в них содержатся код товара, его наименование и товарная группа. Также необходимо указать организацию, которая создаёт уникальный код;
- Заказать коды маркировки и распечатать их на принтере этикеток.
Те категории товаров, которые продавцам уже нельзя промаркировать, онлайн-магазины приобретают непосредственно у производителей (поставщиков). Для закупки маркированных товаров компаниям также приходится регистрировать электронную подпись и создавать учётную запись в «Честном знаке» (через личный кабинет ресурса передаются все документы): в этом случае важно проверить соответствие кодов и их количества реальным товарам.
Можно ли делегировать маркировку товаров
Маркировка товарных остатков вызывает сложности у многих онлайн-магазинов. Одним бывает сложно разобраться с интерфейсом «Честного знака», другие не готовы нанимать в штат сотрудников, который будут заниматься присвоением уникальных кодов.
В этом случае компании могут действовать по двум сценариям:
- Заплатить стороннему агентству. Если у онлайн-магазина есть товары без маркировки, которым по закону можно присвоить уникальный код, то он может отдать эту задачу на аутсорс. В таком случае он заплатит фиксированную стоимость за каждый экземпляр кода маркировки (50 копеек, 60 – с учётом НДС) и агентский процент.
- Закупить промаркированные товары у поставщика. Чтобы не обращаться к помощи агентства, компания может приобрести продукцию с уникальным кодом напрямую у производителя. В этом случае стоимость купленной партии будет выше, чем цена непромаркированной продукции. Оптовая стоимость одной пары обуви составит около 1300-1400 рублей, относительно 1000-1100 рублей без маркировки.
С какими проблемами сталкиваются онлайн-магазины после маркировки
Проблема DataMatrix
После того, как продукция промаркирована, онлайн-магазин получает документ со всеми кодами в формате Excel, который он далее передаёт для печати этикеток. В этом случае одна из потенциальных опасностей — это создание неправильного DataMatrix (QR-кода): такой ярлык не считается сканером и, соответственно, не будет списан «Честным знаком».
Единственный возможный способ борьбы с этой проблемой — поиск надёжного и внимательного провайдера: вручную проверить правильность DataMatrix у партии в две тысячи экземпляров вряд ли получится.
Проблема регистрации проданных товаров
Многим интернет-магазинам приходится вручную вносить данные о продаже промаркированных товаров на платформу «Честного знака». Дополнительная сложность заключается в том, что всю информацию нужно вводить самостоятельно: в системе нет поиска по QR-кодам.
Решить эту проблему могут облачные кассы, интегрированные с «Честным знаком». Система формирует электронный чек для покупателя, отправляет информацию в ОФД и ФНС, а также — непосредственно в национальную систему маркировки товаров, где вся информация по продажам фиксируется автоматически.