Язык не кинжал, ранит — не залечишь. Часть 2/2
Продолжение. В первой части — Язык не кинжал, ранит — не залечишь. Часть 2/2 — клинический психолог Уэнделл Джексон всю жизнь страдал заиканием и искал решение этой проблемы. Он выдвинул идею, что если заикание является усвоенным поведением, то от него можно отучиться. Для подтверждения этой идеи был поведен эксперимент — можно ли заикание вызвать у нормальных детей?
Экспериментальный период длился с января до конца мая 1939 года и Тюдор каждые несколько недель приезжала в Давенпорт из Айова-Сити и разговаривала с каждым ребёнком около 45 минут. В своей диссертации она сообщила, что разговаривала с заикающимися подростками, которым собирались сказать, что они не заикаются. «Вы перерастете [заикаться] и сможете говорить даже намного лучше, чем говорите сейчас ... Не обращайте внимания на то, что другие говорят о вашей способности говорить, потому что, несомненно, они не понимают, что это всего лишь этап».
Не заикающимся подросткам в IIA, которых должны были назвать заикающимися, она сказала: «Персонал пришел к выводу, что у вас большие проблемы с речью . . . . У вас многие симптомы ребёнка, который начинает заикаться. Вы должны немедленно попытаться остановить себя. Используйте свою силу воли . . . . Делайте все, чтобы не заикаться. ... Никогда не говори, если не умеешь делать это правильно. Вы видите, как [имя ребёнка в учреждении, который сильно заикался] заикается, не так ли? Что ж, он, несомненно, начал так же».
Результат не заставил себя ждать. После второго сеанса с 5-летней Нормой Джин Пью Тюдор написала: «Было очень трудно заставить ее говорить, хотя месяц назад она говорила очень свободно». Другая в группе, 9-летняя Бетти Ромп, «практически отказывается говорить». 15-летняя Хейзел Поттер, самая старшая в своей группе, стала «гораздо лучше осознавать себя и меньше говорить, потому что боялась, что не сможет произнести следующее слово».
Идея Джонсона о природе заикания подтвердилась. Расстройство возникает как реакция на мнение других и может иметь разрушительный импульс. Часто, чем сильнее кто-то заикается, тем больше он боится говорить и тем хуже становится его речь. Джонсон назвал это диагностогенной теорией, и она стала краеугольным камнем его писательства и преподавания, его растущей славы и, в конечном счете, основой для его идей о лечении заикающихся детей.
Подтвердив свою идею как один из факторов о природе заикания, он не создал инструмента для отучения приобретенного навыка.
Прошло 70 лет...
А что было сделано за прошедшие годы с результатами эксперимента?
Ничего.
Зато есть много суеты на актуальные темы — есть предположение про ген заикания, много споров по этичности или неэтичности данного эксперимента, судебные разбирательства и прочее. В защиту Джонсона даже выпустили серьезное исследование не менее страшных экспериментов, которые были официально проведены в США в разное время.
Уэнделл Джексон получил материал для книг и лекций, помощница написала диссертацию. А решение не найдено. Переноса установленного экспериментального факта в область воспитания и педагогике не сделано. И на даже на улице можно легко наблюдать, как родители «минируют» будущее своих детей, которые будут преследовать тех всю оставшуюся жизнь и передаваться следующим поколениям.
Но в этой ситуации недоделанных решений и поиском имитаций нет ничего удивительного. Гораздо проще болтать на тему, а не проводить исследования, искать причину и создавать методики для ее решения. Можно всю жизнь носиться с глобальными идеями, даже стать академиком, а в качестве итога научной деятельности напишут, что «ушел из жизни, не завершив ни одной из четырех своих обширных научных программ»
Интересно? Что еще можно почитать по теме
1) З4 материала VIKENT.RU Барьеры перед одарёнными девушками / женщинами
2) 7 материалов VIKENT.RU Барьеры перед одарёнными детьми / подростками
3) V-й Педагогический форум по развитию креативности 08-09 октября 2022 (Воскресенье): Санкт-Петербург онлайн и оффлайн формат
4) Прошло открытие XIV cезона бесплатного воскресного онлайн-курса VIKENT.RU — от крупнейшего портала Европы, посвящённого изучению результативных (!) Творческих личностей и методик их работы:
УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ
Источники
- Уэнделл Джонсон https://web.archive.org/web/20191205040401/https://ashaarchives.omeka.net/exhibits/show/pioneers/johnson
- The Stuttering Doctor’s ’Monster Study’ https://www.nytimes.com/2003/03/16/magazine/the-stuttering-doctor-s-monster-study.html
- Retroactive Ethical Judgments and Human Subjects Research https://web.archive.org/web/20071220045039/http://www.uiowa.edu/~cyberlaw/writing/CUNY1213.html