Участие в экспедиции как способ войти в профессиональные сообщество океанологов и сформировать понимание профессии
Алексей Вадимович Зимин, профессор кафедры океанологии СПбГУ, руководитель лаборатории геофизических пограничных слоев, рассказывает о том, что даёт океанологу участие в крупных экспедициях.
Текстовая расшифровка фрагмента интервью https://youtu.be/GfXUICPUyuA?t=2236 [00:37:16 — 00:42:36]
Т.В. Кыркалова: Пока я готовилась к интервью, мне встретилась цитата океанолога Сергея Анатольевича Добролюбова про то, что нельзя считать настоящим океанологом того, кто ни разу не был в крупной экспедиции, когда человек несколько дней или даже больше не видит берег.
По Вашим наблюдениям, что такого происходит в море? Какие задачи, упражнения, действия выполняет океанолог в настоящей экспедиции, что это влияет на постановку навыков?
— Если говорить о физиологии, в море человек оказывается в экстремальной ситуации. Люди, находящиеся вне своей среды — туристы, спортсмены, военные, они образуют некоторое сообщество, которое поддерживает друг друга. Участие в крупной экспедиции открывает Вам двери в это сообщество. Вы становитесь ветераном экспедиционных действий.
Достаточно узок круг тех специалистов, кто этим занимается. Приведу пример из личной практики: я пришёл работать в Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, некоторые люди были для меня лично неизвестны, но я знал их по книгам и статьям. Их книги уже были во мне и формировали некоторое представление о профессиональном сообществе.
Так же и участие в больших экспедициях. Люди вспоминают: «Ты на каком судне был?» У нас океанологических судов не так много, всего лишь два-три десятка, соответственно, уже находятся пересечения: кто с кем когда был, кто был капитаном, кто был начальником экспедиции. Формируется некоторая кулуарность. [...]
Участие в экспедиционной деятельности даёт понимание, что это не римановская волна, а это волна, которая брызжет в лицо. Я согласен, что именно в море приходит понимание предмета. Это погружение в океан и понимание своей малости. [...]
Представьте, что это такое для современных студентов или школьников — попасть на несколько дней или даже месяцев туда, где не берёт мобильная связь, где интернет возможен только у радиста — и то по записи.
Когда я преподавал в РГГМУ, там была шлюпочная практика на Ладожском озере, когда студентов вывозили на несколько дней на острова, где не берёт мобильная связь. Их самих и их родных это приводило в культурный шок: «Как? Мы не можем позвонить нашей дочери?»
Происходило первое осознание профессии — что это норма, когда ты находишься один. Я в этой связи хотел бы припомнить песенку из старого мультика про капитана Врунгеля:
«В море надо самому
Знать предмет на пять.
Тут шпаргалкою со дна
Друга не поднять».
Участие в экспедиции впервые показывает, что информацию не нагуглить — только от тебя будет зависеть, правильно ты сделаешь или неправильно. Ты нигде не можешь посмотреть этот ответ. Это делает человека океанологом.
Т.В. Кыркалова: Получается, человек, который оказался в полевых условиях, начинает разговаривать на одном языке с профессиональным сообществом?
— Да. Первое: именно этот опыт, что всё зависит от тебя. Подсказка не придёт, ты не можешь её подсмотреть. Второе: понимание, что помощи не будет. Ты не можешь позвонить, чтобы тебе прислали ответ или что-то сделали за тебя. Те же ящики или бочки на палубе тебе придётся самому здесь и сейчас перетащить, потому что так складываются обстоятельства.
+ Дополнительные возможности для Вас
- Вы можете задать интересующие Вас вопросы по теме интервью в комментариях на YouTube. А. В. Зимин ответит на них.
- Ресурсы проекта «Научные интервью с Татьяной Кыркаловой»:
Дзен-канал — https://dzen.ru/kyrkalova_science
Группа ВКонтакте — https://vk.com/kyrkalova_science
3. Видео: Смысл жизни: достойные завещания выдающихся (!) Личностей
Полная версия интервью
Полная версия интервью по ссылке. Были затронуты следующие темы:
00:02:00 — Какие действия родителей или ближайшего окружения помогли сформировать любознательность и исследовательский интерес?
00:11:32 — Что делали родители или педагоги, чтобы поставить какие-либо навыки, которые сейчас Вам помогают в интеллектуальном труде?
00:14:02 — По какому принципу ему выбирать учебное заведение, чтобы это благоприятно отразилось на его профессиональных достижениях в будущем? Что является критериями качества учебного заведения?
00:23:19 — Кого можно считать гениями океанологии?
00:31:50 — Какие сильные ходы можно совершить, будучи студентом, чтобы научиться качественно работать и в будущем работать на передовой?
00:37:16 — Чему учится специалист, выходя в море, участвуя в экспедициях? Через какие действия, задания, упражнения и т.п. ставятся необходимые навыки?
00:42:36 — В каких сферах или организациях исследователь сам выбирает круг задач, которые он будет решать?
00:47:40 — Какие задачи решаются в Вашей лаборатории?
00:50:57 — Пример нестандартной / творческой задачи в океанологии: исследование внутренних волн
00:52:59 — Как быстро адаптироваться к обстановке в экспедиции, а по возвращению переключиться в режим обычной жизни?
00:55:03 — Есть ли эффект агрессии по отношению к Коллегам в экспедиции за счёт ограниченного пространства и круга общения?
01:00:50 — Про лабораторию: как проходил процесс формирования коллектива учеников? Какие были трудности?
01:03:30 — Какие нерешённые проблемы есть в современной океанологии? 3 глобальных вызова