Грузовые авиаперевозки в январе росли медленнее, чем ожидала IATA

Рост грузовых авиаперевозок в январе 2022 года оказался ниже ожидаемого как минимум на 6,6%, а перспективы отрасли на предстоящий год неопределенными.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) на днях подвела итоги работы грузовых авиаперевозок за период с января 2021 года по январь 2022 года включительно. Сопоставив имеющиеся данные, IATA заявила о замедлении роста глобальных грузовых авиаперевозок по сравнению с прогнозируемым на 6,6% и неопределенных перспективах авиационной отрасли на текущий год. Последнего ежемесячного отчета ассоциации ждали многие авиаперевозчики, в том числе украинская ZetAvia, чтобы из первых рук узнать об изменениях и понять потенциалы регионов.

Грузовые авиаперевозки в январе росли медленнее, чем ожидала IATA

В своем новом отчете IATA озвучила главные маркеры, позволяющие оценить состояние мирового рынка грузовых авиаперевозок в годовом исчислении и ситуацию в авиации в целом. По данным IATA, в январе 2022 г. глобальный спрос на грузовые авиаперевозки в грузовых тонно-километрах (CTK) увеличился на 2,7% по сравнению с январем 2021 г., однако по сравнению с декабрем упал на 9,3%. Пропускная способность за месяц увеличилась на 11,4% по сравнению с прошлым годом, хотя это значение на 8,9% ниже уровня, который был до пандемии. Коэффициент загрузки за год снизился на 4,6% и составил 54,1%. Также отмечается, что глобальный индекс менеджеров по закупкам (PMI), отслеживающий новые экспортные заказы по всему миру, в январе впервые с августа 2020 года упал до 37,8 пунктов, что в текущих условиях указывает на увеличение сроков доставки при низком соотношении запасов к продажам. Причинами замедления роста грузовых авиаперевозок в ассоциации считают сбои в цепочках поставок из-за отмены рейсов, нехватку рабочей силы и мощностей, а также ухудшение экономических условий.

С разбивкой по регионам ситуация в январе 2022 года по данным IATA сложилась следующим образом. Наиболее устойчивые показатели продемонстрировали европейские авиаперевозчики с ростом грузопотока на 7% и пропускной способности на 18,8%, что в два раза ниже докризисного уровня. Слабее других отработали в первый месяц ближневосточные компании, где объем грузовых авиаперевозок снизился на 4,6% из-за ухудшения трафика в Азию и Северную Америку. Азиатско-тихоокеанские авиакомпании зафиксировали в январе увеличение грузопотока на 4,9% в годовом исчислении, по сравнению с 12% ростом в предыдущем месяце. Авиаперевозчики в Северной Америке сообщили о снижении грузопотока на 1,2% (что почти на 6% ниже показателей декабря) и одновременном росте пропускной способности на 8,7%. Авиаперевозчики Латинской Америки рапортовали об увеличении спроса на грузоперевозки в январе на 11,9% по сравнению с прошлым годом. Cамых высоких результатов в январе достигли африканские авиакомпании, за месяц нарастив грузопоток на 12,4%.

Перспективы отрасли грузовых авиаперевозок на текущий год в IATA назвали неопределенными, подчеркнув при этом высокую вероятность роста ставок из-за возможного снижения пропускной способности на фоне роста цен на нефть, сдвигов производственно-экономической активности и нестабильной геополитической обстановки. В ассоциации пока не спешат прогнозировать насколько именно поднимутся тарифы и когда это произойдет. Авиакомпаниям остается только ждать результатов февраля и первого квартала 2022 года, чтобы сделать первые осторожные прогнозы в краткосрочной перспективе.

Начать дискуссию