Турбулентность отрасли грузовых авиаперевозок продлится до 2025 года

Спрос и предложение на рынке грузовых авиаперевозок вернутся к докризисному балансу не раньше 2025 года.

Крупные игроки авиаотрасли и грузоотправители на днях собрались в Копенгагене, чтобы вместе обсудить перспективы развития грузовых авиаперевозок на симпозиуме «Nordic Air Cargo 2022». Все они пришли к одному общему выводу - возвращения баланса спроса и предложения к докризисному уровню в ближайшие три года не произойдет. Результатов этого мероприятия ждали многие авиакомпании, в том числе и ZetAvia, чтобы правильно оценить ситуацию на рынке и наиболее эффективно использовать имеющиеся возможности.

Турбулентность отрасли грузовых авиаперевозок продлится до 2025 года

Собравшиеся на симпозиуме специалисты заявили, что грузоподъемность может достигнуть уровня 2019 года уже в 2023 году, однако восстановлению прежнего равновесия будет мешать продолжающийся рост спроса на авиаперевозки на фоне перегруженности контейнерных портов, сбоев в цепочках поставок и растущей электронной коммерции. В то же время ряд спикеров отметил, что в ближайшие месяцы может произойти падение спроса на грузовые авиаперевозки из-за снижения потребительских расходов в следствие высокой инфляции. Однако, все согласились с тем, что перебои и высокие цены на морские перевозки будут продолжать стимулировать использование авиаперевозок для поддержки цепочки регулярных поставок.

Посмотрим на цифры. По данным CLIVE Data Services, являющегося частью ведущей платформы для сравнительного анализа ставок морских и воздушных перевозок Xeneta, спрос на авиаперевозки в марте 2022 года снизился на 4,5% по сравнению с мартом 2021 года и на 6,5% по сравнению с уровнем 2019 года, что как считают в Xeneta указывает на «…внезапное прекращение тенденции восстановления последних месяцев после пикового сбоя из-за пандемии за последние два года». Пропускная способность в марте снизилась на 3% по сравнению с 2021 годом и на 14% по сравнению с уровнем 2019 года. В результате коэффициенты динамической нагрузки, учитывающие вес и объем, составили 66%, что соответствует уровню 2019 года и на шесть процентных пунктов ниже, чем в 2021 году после достижения рекордных уровней в том же году. Несмотря на то, что в марте текущего года самолеты были менее загружены, чем год назад, ставки фактически выросли на 27% в годовом исчислении и на 141% по сравнению со ставками двумя годами ранее. Аналитики Xeneta отмечают, что сейчас на рынках авиаперевозок и морских перевозок в целом царит беспорядок, а грузоотправителям и потребителям приходится расплачиваться за это. И если в первые два месяца 2022 года речь шла о растущей устойчивости рынка авиаперевозок и восстановлении до уровня, существовавшего до пандемии, то данные за март продемонстрировали как быстро все может измениться. Аналитики Xeneta назвали итоги марта шагом назад по сравнению с тенденцией, наблюдавшейся в конце прошлого года и начале этого года, а также наглядной демонстрацией зависимости мирового рынка авиаперевозок от пассажиропотока, сбоев морских поставок и геополитических событий.

Как авиационный эксперт с более чем двадцатилетним стажем соглашусь, что волатильность в отрасли будет сохраняться. Сколько именно времени потребуется на восстановление равновесия спроса и предложения предсказать трудно, особенно учитывая текущую неопределенность на рынке. Тем не менее, высокие процентные ставки вместе с растущей стоимостью груза, находящегося на кораблях по два-четыре месяца, могут принести пользу рынку грузовых авиаперевозок и подогревать спрос. Подчеркну, что во время пандемии доходность контейнерных перевозок выросла более чем на 300%, а типичная разница в цене с авиационной доставкой сократилась в среднем до 5,5 раз, хотя проблемы с надежностью морских грузоперевозок остались. В долгосрочной перспективе произошедшая консолидация рынка морских перевозок также должна положительно сказаться на рынке грузовых авиаперевозок, так как текущая разница в цене между воздухом и океаном сейчас самая маленькая из тех, что я когда-либо наблюдал за двадцать с лишним лет работы в авиационном бизнесе.

Начать дискуссию