Тинькофф, сочувствую. Как первый онлайн-банк в России теряет лояльность
И как банкам сохранить репутацию в неспокойное время.
35 тысяч раз. Столько, по данным мониторинга, о “Тинькофф” писали в сети с 11 июня по 11 июля. Почти 23% упоминаний были негативными. В этой статье расскажем, что не так сделал банк, который “такой один” и что делать финансовым организациям, чтобы не дойти до критической точки #режемкарты .
Репутация — карточный домик. Сегодня клиенты восхищаются сервисом банка, а завтра запускают гневные флешмобы.
- 16 июня “Тинькофф банк” установил минимальный порог для SWIFT-переводов, и это привело к всплеску упоминаний.
- 23 июня компания ввела комиссию за обслуживание счетов в долларах, и снова аномальная активность.
- Решение “Тинькофф” приостановить переводы SWIFT в валюте до 1 октября, о котором сообщили 6 июля, запустило новую волну хейта в интернете.
NSR (Net Sentiments Rate) “Тинькофф Банка” — ноль. Цифра показывает, что позитива и негатива поровну. Но в трендах негативные поводы обсуждают крайне активно.
Сравнение с прошлым годом демонстрирует, как изменилась тональность обсуждений.
Слева — то, что было год назад, а справа — то, что происходит с репутацией банка в интернете сейчас.
Что возмущает пользователей
- Вынужденная благотворительность
Что сделал банк. Так как переводы SWIFT приостановлены, клиенты банка будут платить комиссию за переводы и процент с валютного счета. Банк объяснил это тем, что не смог добиться от партнеров выполнения своих обязательств. В официальном аккаунте сказано, что все деньги, которые банк получит с удержания комиссий, пойдут на благотворительность.
Как это поняли клиенты. “Сейчас будут списывать деньги ни за что, а потом отдадут их непонятно кому".
Как можно избежать этой ситуации:
- указать фонд и получателей, которым пойдут средства.
- не публиковать формальные отписки. Иногда лучше промолчать и отказаться от комментариев, если словам нет подтверждения.
2. Комиссии, равные суммам перевода
Многие пользователи социальных сетей жалуются на то, что банк удерживает с переводов больше 70% от всей суммы, прикрепляя скриншоты.
Что сделал банк. Шквал негативных комментариев в сети также обусловлен тем, что банк аргументировал решение общими фразами, которые на языке клиента называются “отпиской”.
Как это поняли клиенты. “Мы сделали это, потому что потому. Если вам что-то не нравится, выбирайте другие способы”.
Появились сообщения, что банк забрал всю сумму, которая пришла из-за границы. Например, YouTube блогер Борис Трушин рассказал в твите, как компания сначала сделала перевод, а затем удержала всю сумму в качестве комиссии.
3. Агрессия от службы поддержки
Помимо ситуации с переводами и комиссиями, пользователи жалуются на невнимательность сотрудников клиентского сервиса, которые столкнулись с непропорциональным ростом числа обращений.
Отзыв с сайта “Банки.ру”
Пользователи испытывают с трудности при закрытии кредитных карт. Сотрудники будто игнорируют просьбы клиентов закрыть кредитку и продолжают спамить в чат.
Пользователи переходят в следующую стадию реакции — создание мемов.
Одна из вирусных шуток. Если бренд стал героем ироничных мемов, купировать негатив становится еще сложнее.
PR-менеджеры не смогли справиться с наплывом негатива и выбрать правильную стратегию поведения. Учитывая факт, что заранее известно, как принятые банком решения повлияют на лояльность клиентов.
Как банкам работать с негативом. Короткий гайд
Средняя оценка репутации банков из топ-30 сайта “Банки.ру” — 2,3 звезды. Они подвержены негативу больше других сфер услуг, потому что люди каждый день покупают, обналичивают или переводят деньги. С развитием социальных сетей, системы быстрых платежей и культуры отмены работа с репутацией осложнилась. Теперь клиент может уйти, если ему не ответили в чате поддержки.
Распишем основные действия, которые смогут понизить градус негатива:
1. Тренировать клиентский сервис. Потому что в большинстве случаев, перед тем как писать неприятное, пользователь обратится в службу поддержки. На этом этапе сотрудники должны либо решить проблему, либо успокоить, либо подсказать, куда можно обратиться.
2. Молниеносно реагировать на упоминания. Ответы в соцсетях или отзовиках также должны решать проблему, а не откладывать ее до нужных времен. Не стоит писать “Спасибо, что написали. Мы постараемся разобраться”. Подобные формулировки ничего не говорят клиенту. Лучше перевести общение из комментариев в офлайн.
3. Удалять фейки.
Вы можете удалить негатив, если уверены, что клиент не аргументировал негатив.
4. Вытеснять негатив.
Пишите полезные статьи, которые помогут разобраться в кризисных вопросах. Используйте статейное продвижение в качестве отработки возражений.
Резюмируем
Грамотные специалисты по репутации — на вес золота. Особенно когда все встревожены, не знают, что делать дальше, и не способны контролировать ситуацию. Не пренебрегайте репутацией, потому что именно она поможет бизнесу удержаться на плаву и не растерять клиентов.
Шутки шутками, а перевести вопрос в правовое русло и закидать банк исками за мошенничество и незаконное обогащение никто не предлагает.
Зачем? У нас так не принято. У нас принято вот так: меня поимели? Срочно создаю мемы на эту тему!! А еще у нас очень любят жаловаться в надежде, что компания прочитает и тут же вернет все как было. А эти люди потом кричат, что компания замечательная, вот спиздела деньги, я пожаловался - мне сразу все вернули!!! А то, что такого в принципе не должно было быть - всем пох. Идеальная страна для ведения бизнеса, и чего все жалуются))
ты что, кремлебот что ли, в либеральном сообществе так не принято, просто необходимо больше твитить и срать на виси
Отнюдь
вот соответствующие топики на VC, к примеру:
https://vc.ru/finance/418286-propali-dengi-pri-swift-perevode-chto-delat-i-kuda-bezhat
https://vc.ru/claim/449476-kollektivnyy-isk-protiv-banka-tinkoff
Он не теряет лояльность, а уже потерял, безвозвратно
Без лишних разговоров:
- Снял деньги со всех своих счетов в Тиньке, включая доллары, вклады - все под 0
- Игнорирую звонки от продажников к-ые сейчас как беспомощные котята даже жалко их. Иногда правда отвечаю, но так чисто поржать)
В какой банк перешли?