«Метавселенная — это когда наши ощущения подменяются миром, которого не существует в реальности»
Глава VR Concept Денис Захаркин — о том, откуда появилось это понятие и почему к нему пока нельзя отнести Zoom.
В конце октября 2021-го Марк Цукерберг переименовал компанию Facebook в Meta и рассказал о планах по развитию метавселенной. Он предложил пользователям подготовиться к появлению виртуального мира из сочетания VR, AR и MR-технологий. Свои метавселенные также хотят развивать Epic Games и Microsoft.
Что такое метавселенная
В 21-м веке сбывается всё, о чем писали фантасты в прошлом и позапрошлом веках. Все технологические решения в VR и связанных индустриях были придуманы и реализованы давно. Первые устройства виртуальной реальности появились более 50 лет назад, но только в 2020-х технология становится массовой.
Метавселенная — это гипотетическое множество параллельных миров, в которые погружаются, например, читатели фантастических книг. Виртуальные фоны в Zoom и других сервисах не оказывают тот же психологический эффект: мы не перестаём ощущать бегающую рядом кошку или запах цветов на подоконнике.
В новом понимании — это другая вселенная, в которую мы можем попасть через интернет. Zoom и удалённая работа — это ещё не метавселенная, потому что мы общаемся с людьми из этого мира с помощью технологий этого мира. Это, скорее, способ коммуникации, как телефон.
Мы получаем по-настоящему новый опыт, когда наши чувства и ощущения подменяются миром, которого физически не существует. Виртуальный офис может быть метавселенной, только если мы погружаемся в него и концентрируемся на людях в помещении.
Сервис «Google Карты» может быть метавселенной, потому что позволяет увидеть Землю в разных временных периодах. Доступ к таким параллельным мирам в «Картах» и аналогах у нас был давно, но без эффекта погружения, которое даёт виртуальная реальность.
«Google Карты» и Zoom — «кирпичики» в основе развития интернета: в программной и инфраструктурной составляющих. В 2021 году уровень развития технологий и этих сервисов позволяет создать метавселенную.
Зачем нужна виртуальная реальность
Это очень хороший вопрос. Мы получим ответ только когда все там окажемся — через 5-10 лет. Нужно понимать, что, помимо Facebook и Microsoft, в борьбу за рынок VR-гарнитур и будущей метавселенной уже вступили Valve, HTC и HP. Виртуальная реальность станет массовой, когда шлемы и очки заменят нам телефон с компьютером и начнут помещаться в карман.
Из-за пандемии виртуальная реальность нужна уже сейчас, а не завтра. Если в России ограничительные меры и локдаун вводят периодически, в других странах это работает совсем не так. Например, в США большинство заведений закрыты достаточно давно и не открываются до сих пор.
Здесь что метавселенная, что виртуальная реальность дают возможность жить обычной жизнью и получать новые ощущения. С помощью VR-шлема можно виртуально встретиться с друзьями, посетить другой город и выйти на улицу, не покидая дом.
В виртуальной реальности мы можем перемещаться, брать объекты, передавать их собеседнику и жестикулировать. Мы всего лишь одним устройством, VR-шлемом, сильно расширяем наши возможности коммуникации.
Что не так с Zoom и видеосвязью
Активное использование Zoom показало, что он малоэффективен по сравнению с живыми встречами. У пользователей во время дистанционной работы нет ощущения сопричастности. VR-шлемы же позволяют видеть эмоции, находиться в одном помещении и рассматривать какие-то трёхмерные объекты.
Самое главное — в Zoom нельзя сказать «давай конкретно ты выйдешь на сцену и что-то сделаешь», а в виртуальной реальности это как раз возможно.
Человеку привычен объёмный интерфейс. Когда мы начали проводить онлайн-обучение с помощью Minecraft и других игр, заметили, что людям сложно сконцентрировать внимание на плоском мониторе. Виртуальное пространство и использование VR-шлемов эту проблему решает.
Проекты Microsoft и Meta
Представители Meta говорят, что соцсесть Facebook — это и есть метавселенная, где мы можем общаться, перемещаться между сообществами, получать контент, даже работать и учиться.
Meta и Microsoft хотят объединить все сервисы в единую платформу — создать операционную систему для виртуальной реальности. Через неё можно попасть в «комнату», из которой отправиться в магазин, кинотеатр, офис или даже компьютерную игру.
В будущем компании планируют создать глобальную метавселенную, где люди смогут общаться так, как они привыкли в реальном мире и виртуальном Facebook. Собственно, об этом и был фильм «Первому игроку приготовиться».
ИТ-гигантам нужно больше трафика, а виртуальная реальность и развитый интернет их в этом «подстёгивает», предоставляет больше возможностей для привлечения. После пузырей доткома и других компании хотят повысить капитализацию суперкомпьютеров, серверов и интернета.
Проблемы метавселенной
Работа с виртуальной, дополненной и смешанной реальностями в будущем будет становиться проще. За последние три года вес VR-шлема уменьшился раза в два. В 2021 году многие компании представили прототипы шлема виртуальной реальности именно такого формата.
Например, последние очки HTC Vive Flow со складывающимися дужками. Они весят 200-300 грамм, но в будущем такие устройства станут легче. Уже есть прототипы контактных линз с аналогичной VR-шлемам функциональностью. Здесь вопрос в том, насколько люди увлекутся виртуальной реальностью.
Может возникнуть страх оказаться в цифровой коме и жить только в компьютерной вселенной, как в «Матрице». Это присуще людям — бояться чего-то нового и преувеличивать. Человек, конечно, бывает склонен к уходу от реального мира, но чаще всего он выбирает всё-таки свободу — жизнь и ощущение себя в реальности.
Связанные с VR технологии и метавселенная навряд ли заставят человечество полностью переместиться в виртуальное пространство, по крайней мере в ближайшие 100-200 лет. Это станет возможно только тогда, когда мир в компьютере станет более реальным, чем настоящий.