Шаблон продуктовой стратегии: Сосредоточьте свои усилия на этих 3 шагах
Разработка продуктовой стратегии — сложный и динамичный процесс. Начните работу над своей продуктовой стратегией с помощью этого бесплатного шаблона.
Эта статья - описание одного шаблона от Amplitude из моей подборки. У себя на канале я собрал 500+ полезных шаблонов, инструментов и канвасов по продуктовой стратегии. Посмотреть шаблоны по ссылке.
Построение и реализация стратегии продукта — задача, мягко говоря, непростая. Сорок пять процентов всех продуктов не запускаются вовремя, а 20% из них не достигают внутренних целей.
Ключом к преодолению этой статистики являются ожидания, которые ваша команда возлагает на саму стратегию продукта. Спросите себя: «К каким нематериальным результатам мы будем стремиться, реализуя эту стратегию?» Эффективный шаблон стратегии продукта поможет вам сосредоточиться на основах и не увязнуть в ненужных подробностях. Он должен побудить вас определить, в чём ценность вашего продукта, как он будет развиваться и что ему нужно сделать, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
Если вы ищете готовый шаблон, который можно скачать и сразу же начать работать, перейдите по ссылке, чтобы скачать его бесплатно. Ниже вы можете увидеть, как будет выглядеть ваша бесплатная загрузка. Этот шаблон также включён в «Руководство по стратегии продукта: руководство по маховикам».
Ищете дополнительные рекомендации? Читайте дальше, чтобы узнать, как сформировать шаблон стратегии продукта, чтобы обеспечить своей команде сочетание дисциплины и свободы, необходимых для создания отличных продуктов.
Шаг 1: Определите, чем вы порадуете своего покупателя
Наш шаблон стратегии продукта сначала попросит вас определить, чем ваш продукт полезен покупателям. Если вы не можете ответить на этот вопрос, то уникальное торговое предложение (УТП) вашего продукта нуждается в доработке. Если вы можете чётко указать, в чём ваш продукт доставляет удовольствие и приносит пользу пользователям, то ваша стратегия продукта идеальна для начала работы.
Определение привлекательности и полезности - это не то же самое, что планирование ваших функций. Функции будут меняться на протяжении всего цикла разработки продукта. Маловероятно, что многие функции, о которых вы подумали вначале, войдут в ваш конечный продукт. Кроме того, наличие слишком жесткого набора предлагаемых функций сделает вашу продуктовую стратегию менее гибкой. Завершите разработку шаблона продуктовой стратегии, прежде чем приступить к формированию своих целей и анализу полезных функций.
Вместо этого подумайте о своём ответе на вопрос как о обещании своим пользователям, что вы поможете им выполнить их задачи и достичь их целей. Для этого начните с портретов ваших покупателей и тщательно продумайте, чем ваш продукт может быть им полезен.
Например, компания, разрабатывающая инструмент для повышения производительности, может подойти к удовлетворению потребностей клиентов и полезности следующим образом:
- Персонажи: начните разрабатывать стратегию продукта с понимания персонажей (или персонажей-героев). Например, эта компания, выпускающая инструменты для повышения производительности, может изначально ориентироваться на специалистов по SaaS.
- Сформулируйте, какие потребности вы удовлетворяете с помощью своего продукта. с помощью своего продукта. Основной целью целевой аудитории инструмента для повышения продуктивности может быть поддержание здорового баланса между работой и личной жизнью в период удалённой работы.
- Свяжите функции вашего продукта с его полезностью: с потребностями вашей целевой аудитории. Инструмент для повышения продуктивности может помочь вашей целевой аудитории, оценивая, сколько времени займет выполнение каждой задачи в течение дня, исходя из темпа работы пользователя. Это поможет им лучше планировать и быть более продуктивными, избегая выгорания и долгих рабочих дней.
Вы поймёте, что понимаете свой продукт, когда сможете просто сформулировать его назначение. Как только вы сможете описать своих пользователей, их потребности и полезность продукта в паре строк, вы будете готовы двигаться дальше.
Шаг 2: Спланируйте, как ваш продукт будет расти и масштабироваться с течением времени
Вторая часть нашего шаблона продуктовой стратегии — это понимание того, как ваша продуктовая стратегия соотносится с планами по росту и масштабированию компании. Одной лишь полезности вашего продукта недостаточно; все мы пользовались «великолепными» продуктами, которые в конечном итоге канули в Лету из-за неспособности масштабировать свою деятельность. Эффективная продуктовая стратегия не просто удовлетворяет потребности клиентов — она помогает компании расширяться с течением времени.
Понимание того, как развивать свою компанию, — это ключевой момент для выполнения обещания, данного клиенту на начальном этапе. Планируйте масштабирование в соответствии со следующими шагами.
Приобретение
Ваш продукт должен быть способен привлекать клиентов с минимальными затратами. Для этого в вашей продуктовой стратегии должны быть предусмотрены шаги, касающиеся того, как вы будете привлекать клиентов, какой бюджет вы можете выделить на привлечение клиентов и как ваш продукт будет спроектирован, чтобы сократить разрыв между привлечением клиентов и внедрением.
Удержание
Ваш продукт должен постоянно приносить пользу, чтобы у людей была мотивация регулярно им пользоваться, что приведёт к удержанию клиентов. Поскольку удержание клиентов занимает центральное место в модели дохода SaaS, оно важно для всей вашей продуктовой стратегии. Подумайте о том, как вы будете структурировать дополнительные пакеты, как вы будете разрабатывать свой продукт, чтобы стимулировать регулярное использование, и на какой уровень удержания вам нужно ориентироваться, чтобы оставаться прибыльным.
Расширение
Большинство продуктов начинают свою жизнь в небольшом, чётко определённом сегменте рынка, но ваша стратегия должна также учитывать, как ваш продукт выйдет за пределы этого сегмента. Составьте список других отраслей, упорядочив их по тому, насколько просто будет в них проникнуть, и по тому, какой среднегодовой доход (ARR) вы прогнозируете для каждой из них в среднем. Подумайте, какие изменения вам, возможно, придётся внести в своё предложение, чтобы сделать его более привлекательным для потенциальных будущих отраслевых сегментов.
Структура затрат
Разработка продукта влечёт за собой ряд затрат, которые вам необходимо учесть в своей стратегии. Ваши первоначальные затраты на разработку будут включать следующее:
- Внешние ресурсы: все, во что вашей компании нужно будет инвестировать, чего у нее еще нет, например, фрилансеры или наборы данных.
- Расходы на обслуживание: затраты, связанные с поддержанием работоспособности вашего продукта, например, обеспечение безопасности вашего продукта и его данных, а также разработка исправлений и обновлений.
- Расходы на маркетинг: хотя это и не входит в обязанности вашей команды по разработке продукта, понимание того, как позиционировать свой продукт на рынке, поможет ему оставаться конкурентоспособным. Это может включать в себя понимание ваших каналов (например, ваш продукт может быть ориентирован на многосторонние рынки с несколькими группами клиентов) и тональности.
Вам нужно будет сопоставить эти предполагаемые расходы с прогнозами доходов, чтобы убедиться, что ваш продукт экономически выгоден. Если вы обнаружите, что ваш продукт будет стоить дороже, чем вы думали, возможно, вам придётся скорректировать свою стратегию, чтобы ориентироваться на более прибыльные отрасли.
Шаг 3: Как отличить ваш продукт от конкурентов
Последняя часть вашего шаблона стратегии продукта — это определение того, что отличает ваш продукт от существующих товаров и услуг на рынке. Отличие вашего продукта заключается не только в сравнении уникальных торговых предложений вашего продукта с уникальными торговыми предложениями конкурентов. Оно также включает в себя оценку положения вашей компании по сравнению с конкурентами.
Классифицируйте своих конкурентов в соответствии с тремя соображениями:
- A) Размер конкурирующей компании. Все ваши конкуренты будут относиться к одной из следующих категорий:
- Конкурент-старожил: известное имя в той же сфере. Они пользуются огромным доверием и авторитетом, у них хорошие финансовые показатели и надёжный продукт.
- Текущий конкурент: компания, которая успешно развивается и хорошо зарекомендовала себя, но, возможно, ещё не стала широко известной.
- Устоявшийся будущий конкурент: компания с жизнеспособным продуктом, которая, возможно, ещё не вышла на стадию масштабирования, но имеет надёжную поддержку и растущий бизнес.
- Потенциальный конкурент: развивающаяся компания с инновационным продуктом.
- Б) Как ваша компания сравнивается по размеру / объему производства / технологическому прогрессу:
- Высокотехнологичный: Сомнительно, что вы сможете конкурировать с этим конкурентом по технологическому оснащению.
- Несколько продвинутый уровень: технология этого конкурента на несколько уровней выше, но ваш продукт может с ней сравниться при правильном подходе.
- Равно: нет существенной разницы между вашим уровнем развития и уровнем развития этого конкурента.
- Отставание: более низкий уровень технологических инвестиций и развития этой компании не позволит ей быть конкурентоспособной в полной мере.
- C) Действия, необходимые для того, чтобы обойти этого конкурента. Принятие решения о дальнейших действиях предполагает комплексную оценку факторов A и B:
- Поддерживайте эту позицию: ваш текущий уровень инвестиций и степень дифференциации вашего продукта будут достаточными для того, чтобы ваш продукт был конкурентоспособным по сравнению с продуктами ваших конкурентов.
- Работайте над улучшением: если всё останется как есть, вы отстанете от этого конкурента. Вы должны работать над улучшением в тех областях, где вы сейчас отстаёте.
- Можно не обращать внимания: вы можете позволить себе игнорировать это конкурентное преимущество, потому что оно вряд ли повлияет на направление вашего бизнеса (и, следовательно, на стратегию продукта).
Затем вы можете создать рубрику для аккуратного обобщения, в которой вы будете сравнивать свой продукт с другими. Например:
- «По сравнению с [Конкурентом 1], которого мы считаем устаревшим конкурентом, мы несколько опережаем его в плане технологий. Поэтому мы должны рассчитывать на сохранение этой позиции в течение [временного интервала x], что позволит нам обогнать его на рынке».
Альтернативная версия этой схемы может выглядеть следующим образом:
- «По сравнению с [Конкурентом 2], которого мы считаем потенциальным конкурентом-разрушителем, мы отстаём в том, что касается широты охвата нашего продукта. Поэтому мы должны работать над улучшением в течение [срока x], чтобы они нас не обогнали».
Важно, чтобы вы не ставили конкуренцию на рынке во главу угла при разработке своей продуктовой стратегии. Вы должны разрабатывать свой продукт в соответствии с вашим уникальным представлением о потребностях пользователей, а не на основе представлений о том, что делают ваши конкуренты. Тем не менее, чёткое понимание состояния конкуренции может помочь вам эффективно ориентироваться в своих целях, планировать более конкурентоспособные наборы функций и делать более экономичные оценки затрат на привлечение клиентов.
Используйте свой трехэтапный шаблон продуктовой стратегии
Наш шаблон стратегии продукта поможет вашей продуктовой команде сосредоточиться на фундаментальных аспектах разработки, чтобы никто не упустил из виду важные шаги в стремлении вывести на рынок ваш блестящий новый продукт. В сочетании с глубоким пониманием контекста и отличной аналитикой продукта вы будете на верном пути к чему-то особенному.
Будьте готовы обновлять свою продуктовую стратегию по мере необходимости. Планируйте регулярные совещания по продуктовой стратегии и будьте гибкими в отношении мелких деталей по мере продвижения. Имея пространство для манёвра, вы сможете вносить изменения в свой продукт по мере появления новой информации от пользователей.
Информация об авторе
Сэм — менеджер по глобальным технологическим партнёрским отношениям в Amplitude, бывший инженер-разработчик решений и менеджер по работе с клиентами. Она специализируется на том, чтобы помогать компаниям достигать поставленных целей по выручке, масштабироваться для роста и создавать лучшие продукты для своих пользователей.