ТОП ошибок 2022 года, убивающих бизнес
Неожиданный кризис затронул большую часть российского бизнеса. К сожалению, пандемия не многим показала важность усиления маркетинга во время “шторма”. И сегодня мы ви��им приостановку или полное закрытие компаний. При этом многие эксперты называют нынешние условия “счастливым билетом” для российских бизнесменов.
Рассмотрим типичные ошибки бизнеса в новых условиях.
Ошибка №1: Непонимание важности маркетингового бюджета.
Бесконечная борьба с конкурентами требует денег. И у кого больше рекламный бюджет, тот больше трафика привлечет. Разумеется, здесь еще есть ряд важных аспектов: работа с продуктом, упаковкой, продажами. Но тем не менее, в условиях рекламной перенасыщенности размер бюджета решает.
Зачастую размер маркетинговых вложений определяется (если вообще как то определяется) двумя способами:
- Либо как процент от выручки;
- Либо при подсчете юнит-экономики смотрят “что там останется”.
Первый вариант достаточно распространенный, однако нужно учитывать несколько факторов: время присутствия компании на рынке (чем моложе компания, тем больше денег нужно для раскрутки); масштаб деятельности; вид рекламы; цели. Исходя из нюансов, на старте может потребоваться инвестировать в рекламу больше, чем весь оборот.
Второй вариант определения бюджета - тоже типичный. Как правило, считая юнит-экономику, компании не всегда вспоминают про маркетинг. Картина маслом: “Ребята, мы потратили ВОТ столько на аренду, ВООТ столько на производство, ВОООТ столько на логистику. На маркетинг у нас совсем чуть-чуть”. Как правило, это “совсем чуть-чуть” ничем хорошим не оборачивается.
Рассчитать бюджет корректно можно, рассчитав (запланировав)стоимость привлечения одного клиента и включив эту цифру в себестоимость. Тогда у вас всегда будет бюджет на маркетинг, и корректное ценообразование.
Ошибка #2: Отрицание возможности кассового разрыва.
Это, кстати, частая причина как закрытий стартапов, так и страхов начинать свое дело. Чтобы всегда чувствовать себя в безопасности и быть уверенным в своих финансовых решениях, подготовьте эти материалы:
- Отчет о денежных движениях средств. Документ с говорящим названием. Его основная ценность - формирование понимания о финансовых потоках и оттоках. Он покажет, на что компания может рассчитывать и сколько денег можно потратить сегодня, чтобы не оказаться в минусе завтра. Например, хватит ли сейчас средств на найм новых сотрудников или приобретение техники.
- Платежный календарь. Благодаря этой незамысловатой фишке вы сможете распланировать поступления и траты и предвосхитить кассовый разрыв.
- Прогнозы. Для более точных прогнозов необходимо вести план-фактный отчет. Отмечайте статьи, которые получились точными, а какие планировали, подкидывая монетку. Оптимизируйте их.
Ошибка #3: Сокращение бюджета, сокращение штата.
Распространенный метод решения проблемы весной 2022 года - сокращение расходов на рекламу и сотрудников.
В итоге мы получаем прогнозирование рекордного за 10 лет роста безработицы, разорение бизнеса и панику.
На самом деле, нужно вспомнить период пандемии: те, кто продолжил вести свою рекламную деятельность, стал первым. А в маркетинге, как мы помним, важнее быть первым, а не лучшим.
Обратите внимание на новые инструменты. Не зацикливайтесь на ВК и Директе. Если у вас розница, попробуйте локальный SEO, вложитесь в геомаркетинг и SERM. Мало кто знает, но эти инструменты давно на рынке. Сейчас они работают стабильно и одни из немногих показывают рост, приносят относительно дешевые лиды и по цене невероятно выгодны в сравнении с привычными всем digital-инструментами.
Если вы переживаете о “потерянной” аудитории Instagram, то знайте, что сейчас она ищет услуги и товары на картах.