Метрики в продуктах и ошибки при их измерении

Метрики в продуктах и ошибки при их измерении

Я иногда помогаю компаниям формировать команды, в частности искать продакт-менеджеров. Также я сделал у себя в телеграм-канале рубрику, где помогаю начинающим продакт-менеджерам находить работу. Кстати если вам интересна тема продакт-менеджмента и стартапов, рекомендую подписаться на мой телеграм-канал.

В последнее время набирает популярность data driven продакт-менеджмент. Что это значит? Работодателям недостаточно видеть просто продакт-менеджера, они хотят, чтобы продуктовые решения были подкреплены данными и цифрами.

Казалось бы, что такого, ведь все продакт-менеджеры должны руководствоваться цифрами. Однако на практике это не так.

Почему продакт-менеджеры не всегда используют метрики в своей работе?

  1. Сложность внедрения. Простые метрики, как правило, у всех есть (например, аудитория, выручка, количество сделок). Но эти метрики не позволяют принимать решений и что-то менять, а только наблюдать за общей картиной развития продукта. Если нужно построить когорты или сложную воронку, то этих данных нет в стандартных отчетах, их надо заказывать у аналитиков. В хранилище информации тоже может не оказаться, тогда ее необходимо собрать. Из-за этого приходится ждать несколько месяцев, пока данные появятся, и решения принимаются на основе экспертного мнения команды и опроса пользователей. Однако в подавляющем большинстве случаев делают так, как велел начальник.
  2. Противоречивость метрик. На моей практике был интересный случай. Перед нами была поставлена задача: нужно было следить за главной продуктовой метрикой и ее улучшать. В течение года метрика находилась примерно на одном уровне и немного росла. Всей команде казалось, что это происходит благодаря нашим изменениям. Однажды за один день метрика резко выросла в три раза. Оказалось, что на метрику влияют парсеры, и их влияние невозможно оценить или отсеять, так как увеличение произошло с российских IP, которые были равномерно распределены по регионам и имитировали поведение пользователей. Вывод: многие метрики подвержены внешним факторам (таким как колебания курсов валют, погода), смещены из-за особенностей источников данных, имеют погрешности измерения. В таких случаях приходится наблюдать за метриками только в динамике, не принимая числовые значения за абсолютную истину.
  3. Человеческий фактор. Менеджеры намеренно искажают метрики, показывают их с лучшей стороны, чтобы оправдать свои неудачные или спорные проекты. Есть даже поговорка: «Долю рынка надо измерять так, как она лучше выглядит». Естественно, люди, делая это, сами перестают верить метрикам и ориентируются на догадки и личные ощущения.

Тем не менее метрики должны быть. Без них продакт-менеджмент становится слишком субъективным и превращается в шаманство.

Выбирая продуктовые метрики, мы делаем выбор, в который инвестируем время, ресурсы разработки и аналитики, а также завязываем на это все наши дальнейшие продуктовые решения. Поэтому из-за неправильного выбора метрик можно потратить миллионы рублей впустую.

Давайте разберем несколько примеров продуктов, чтобы понять, как правильно для них выбрать продуктовые метрики.

Метрики маркетплейса

Маркетплейс – площадка с достаточно сложной аналитикой. Более того, для каждой бизнес-модели ведущие метрики могут сильно разниться.

Базовые метрики маркетплейса – число продавцов, предложений, заказов, количество активных покупателей, конверсия в покупку, средняя стоимость заказа, соотношение покупателей и продавцов (Buyer-to-Seller Ratio) и так далее. Обязательно учитывается рост базы в рамках периода (месяц/год).

И для покупателей, и для продавцов считается стоимость привлечения (САС), а также CPA, оплата за действие. Показатели товарооборота выбираются в зависимости от бизнес-модели: например, стандартный товарооборот GMV. Жизненный цикл клиента LTV нужен, чтобы определить его вклад в бизнес за какой-либо промежуток времени.

Метрики в продуктах и ошибки при их измерении

Метрики онлайн-школы

Цель образовательной платформы – образование. С этой точки зрения к базовым метрикам отнесем количество покупок продукта, число пользователей (включая число вернувшихся), средний чек, доступность сервиса и другие.

Но ошибкой будет оценивать эффективность платформы только по перечисленным метрикам: нужно оценить продукт и с точки зрения эффективности обучения. То есть, помимо количественных метрик (LTV, Lifetime, ARPU, конверсия в следующее обучение), обязательно считаются качественные: CSI (индекс удовлетворенности), NPS (индекс лояльности) и COR (доходимость). Если последняя рассчитывается исключительно математически, то первые две – в непосредственном контакте с пользователями. В последнее время крупнейшие онлайн-школы оценивают не только доходимость, но и гарантируют трудоустройство студентов.

Метрики видеоплатформы

Главной целью видео-платформы является удержание внимания пользователей. Для этого измеряют и управляют метриками покрытия и качества контента. Качество контента можно оценивать с помощью выборочного ручного ассесмента, а также с помощью пользовательских метрик.

50% успеха развлекательных продуктов - алгоритм рекомендаций. Нужно иметь не только много хорошего контента на каждый сегмент и подсегмент пользовательских интересов, но также определять эти сегменты и рекомендовать контент онлайн. Здесь пригодятся метрики, позволяющие оценить качество рекомендаций. Например, переходы по рекомендациям, количество просмотров на сессию.

Метрики в продуктах и ошибки при их измерении

Метрики продукта по подписке, например музыкального сервиса

Работа с подписочными сервисами включает весь спектр метрик – про деньги, про динамику пользователей и ряд специфичных, например в случае музыкального сервиса это количество прослушиваний, качество рекомендаций и т.д. В арсенале продакта должны присутствовать метрики продукта (Retention, LTV), метрики эффективности, особенно конверсии.

Важная часть - это работа с продуктом, построенная на юнит-экономике.

Как выбрать метрики продукта?

В любом проекте метрики, если грамотно их использовать, служат инструментом осознанного достижения ключевой цели продукта, прямо или косвенно влияя на общий успех проекта. Как подобрать среди всего многообразия метрик те, которые действительно будут иметь смысл?

  1. Во-первых, необходимо четко сформировать цели продукта, стратегию его развития. Почему это важно? На рынке — масса идентичных компаний, предлагающих вроде бы одинаковый продукт, но! Целью одной может быть быстрая прибыль, а другая фирма может пока даже не задумываться о больших доходах, воспринимая свое детище скорее как демо-версию продукта. То же касается и этапов развития каждого конкретного проекта. Понятно, что на разных этапах развития продакту нужно отслеживать разные показатели: например, на одном этапе в конкретный момент важно, сколько пользователей перешло по рекламе и ознакомилось с продуктом, на другом — сколько уже скачало приложение или подписалось.
  2. Во-вторых, выбор метрик зависит, конечно же, от особенностей самого продукта. Так, для продукта из сферы E-commerce важны показатели покупок, трафик, брошенные корзины. Тогда как для мобильных приложений главенствующими становятся количество скачиваний, Sticky Factor (залипаемость), конверсия в полезные действия (показатель востребованности продукта).

Здесь я снова вернусь к тому, что уже говорилось выше. Эффект от отслеживания метрик может быть только в том случае, если используются не только простые, базисные (аудитория, выручка, количество сделок), но и специфические метрики. И, конечно, они должны отслеживаться в связке с внешними факторами.

Важность метрик в системах воронок тоже сложно переоценить. Давайте посмотрим, как строится эффективная воронка, и как с ней работать.

Метрики в продуктах и ошибки при их измерении

Как работать с воронкой продукта

Если рассматривать общую модель воронки конверсии, то в рамках каждого «витка» используются разные инструменты и отслеживаются различные метрики. Основные (начиная с верхней части воронки – охватов) – CTR и СРС, затем следуют поведенческие метрики (первичные презентации, коэффициент отклика на отправку лид-форм, писем, для сайтов – глубина просмотров, и прочие). На заключительном этапе к базовым отнесем CPA, CR, то есть конверсию. Но на разных этапах оценка эффективности работы воронки должна оцениваться с помощью продвинутых и специфических метрик.

Воронок может быть несколько – все зависит от пути клиента и его поведения в процессе пользования продуктом, а также от особенностей самого сервиса. Конверсию нужно отслеживать постоянно, и если на каком-то этапе есть просадка – срочно анализировать показатели. Больше того, продакт обязан находить взаимосвязь между отдельными метриками: например, почему при росте трафика и постоянном среднем чеке падает GMV? Вероятно, приходит менее качественный трафик, в результате снижается конверсия.

Что еще важно в работе с воронкой? Оптимизировать «витки» так, чтобы конверсия и метрики на следующем шаге не падали. Вообще для улучшения конверсии (и трафика тоже) идеально использовать графики, диаграммы и другие инструменты, предлагаемые дашбордами.

Как создать дашборд метрик продукта

Дашборд - это крайне удобная информационная панель, позволяющая не просто видеть всю информацию по продукту, но и анализировать ее: отслеживать, как меняются метрики, что именно повлияло ни эти изменения. Дашборды могут быть посвящены только трафику или включать все данные по продукту. Если есть цель оценить качество трафика, влияние маркетинговых каналов в цепочке взаимодействия с потенциальными покупателями, дополнительно потребуется выбрать модель атрибуции (или несколько моделей для крупного проекта).

Если говорить о создании дашборда, то в процессе нужно соблюдать определенные правила:

  • знать ответ на вопрос, кому дашборд нужен (для кого именно он предназначается);
  • четко понимать, какие вопросы есть у аудитории – от этого зависит выбор метрик.

Соответственно, выбираются все релевантные метрики для конкретного проекта. Базовыми считаются conversion rate, отток, CAC, ценность клиентов, полученный доход, marketing ROI, процент квалифицированных лидов, скорость воронки продаж и вклад в нее из каждого канала, и подобные.

Когорты - зачем нужны и как использовать?

В качестве анализируемых данных для большинства проектов важнейшее место занимает поведение пользователей продукта. Качественный способ его проанализировать – когортный анализ. При когортном анализе аудитория сегментируется, исходя из совершения одного и того же действия в заданный промежуток времени. Именно наличие строго определенного отрезка времени отличает когорту от обычной сегментации.

Что дает когортный анализ?

  • Помогает оценить эффективность рекламы, причем достаточно точно. Особенно инструмент полезен в бизнес-моделях, где цикл принятия решения о покупке долгий.
  • Служит для поиска и удержания лояльных клиентов, так как удается отследить источники трафика, откуда поступают самые лояльные клиенты.
  • Помогает спрогнозировать и нарастить LTV.
  • Помогает в проведении A/B тестов для проверки гипотез и идей в долгосрочной перспективе, и с оценкой дополнительных параметров – места и времени.
  • Незаменим в анализе мобильных приложений на предмет уровня возврата пользователей, эффективности рекламных каналов и так далее.

Изучение когорт оправдано во всех сервисах, привязанных к количеству клиентов. Именно в таких продуктах доходность прямо зависит от оттока пользователей. Например, в моделях SaaS когортный анализ позволяет оптимизировать цикл продаж и повысить прибыль при помощи анализа переходов на платные версии, выбора тарифов, оттока пользователей за определенные периоды и так далее.

Комплексы метрик, фреймворки

Говоря о метриках, мы подразумеваем, что все они объединены какой-то целью. То есть на каждом проекте метрики собираются в единый комплекс, систему. В данном случае – фреймворк, который позволяет структурировать данные, полученные из расчетов, и, по сути, построить эффективную воронку конверсии, помочь увидеть состояние продукта с первого взгляда.

Фреймворков существует немало, но есть наиболее известные и популярные:

  • AARRR: Aquisition (привлечение), Activation (активация), Retention (возвраты), Referal (рекомендации), Revenue (выручка)
  • HEART: Happiness (метрики удовольствия), Engagement (вовлеченность пользователя), Adoption (адаптация, переход к лояльности), Retention (возвращаемость в продукт), Task success (техническая «отработка» продуктом своих задач)

Конечно, все, что описано в статье выше, должно определять рост проекта, а все расчеты служат одной цели – понять, является ли финансовая модель жизнеспособной, что работает хорошо, а где требуются безотлагательные трансформации. Вот как понять, что маркетплейс, например, успешен? Какие ошибки не должен допускать продакт-менеджер в работе с этим продуктом?

Как правило, оценку работы сервиса начинают с анализа объема товарооборота, GMV (Gross Merchandise Volume), при этом точный подсчет может оказаться невыполнимой задачей, если договоренности о заказе осуществляются на площадке, а оплата – в оффлайне. То есть измерение объемов товарооборота возможно с точностью не на всех площадках.

Вывод

Использование метрик, на основе которых принимаются продуктовые решения, позволяет сэкономить денежные средства на развитии IT-продукта. Однако не всегда метрики можно точно собрать и эффективно использовать. Иногда приходится действовать, опираясь на неполные данные. Но даже этого достаточно для достижения позитивных результатов.

Основываясь на своем опыте и опыте моих коллег, хотелось бы сказать, что метрики помогают договариваться внутри команды и принимать грамотные продуктовые решения. Неудивительно, что работодатели хотят видеть у себя в в команде data driven продакт-менеджеров, а не просто специалистов, принимающих экспертные решения.

Интересуетесь продакт-менеджментом и стартапами? Тогда подпишитесь на мой телеграм-канал!

66
1 комментарий

Ошибки при измерении метрик могут быть связаны с неправильным выбором метрик, недостаточной точностью измерения, неправильным анализом данных или недостаточной информацией о пользователе. Например, если компания измеряет только количество установок приложения, это может не дать полной картины о том, как продукт используется. Также неправильный выбор метрик может привести к тому, что компания будет фокусироваться на неважных показателях и упустит более важные аспекты продукта.

Для избежания ошибок при измерении метрик необходимо тщательно выбирать метрики, которые соответствуют целям продукта и его пользователей, использовать точные инструменты для измерения метрик и анализировать данные с учетом контекста и поведения пользователей. Также важно постоянно обновлять метрики и анализировать их эффективность для оптимизации продукта.

Ответить