Эннеатип VI
Страх или «Преследуемый преследователь».
Продолжаем вместе разбирать Эннеатипы.
«Стремясь к осуществлению своих идей, он ведет себя главным образом упрямо, своевольно и абсолютно не подвержен чьему-либо влиянию», — так Юнг отмечает фанатическую грань этого характера.
Структура черт характера:
✔ страх, трусость, беспокойство
✔ чрезмерная бдительность, поиск скрытого смысла и подозрительного в поведении окружающих
✔ преданность логическому рассуждению, фанатическая зависимость от здравого смысла
✔ располагающее дружелюбие
✔ способность к приспособлению
✔ драчливость
✔ ориентация на авторитеты и идеалы
✔ обвинение себя и окружающих
Такая личность постоянно находится в состоянии поиска ответов для решения своих проблем — это приносит ему чувство безопасности. Его даже можно назвать потенциальным философом. Но чрезмерная ориентация на теоретическое часто приводит к неспособности правильно определить свои проблемы. Поиск утешения в интеллектуальной активности в этом случае — это следствие сдерживания себя по причине страха, неспособности принять решение и хождения вокруг да около. Можно сюда добавить страх ответственности, страх перед совершением ошибки, страх перед неизвестным, страх отпустить от себя кого-либо, страх перед обманом, страх перед неспособностью совладать с трудностями, страх не выжить, страх перед одиночеством, страх предательства, а также страх любви.
Личность эннеатипа VI сомневается в самом себе и в собственных сомнениях, подозрительно относится к окружающим и в то же время боится ошибиться. Результатом такой двойственности в поведении становится хроническая неуверенность в себе, постоянное чувство тревоги, потребность в поддержке и руководстве. Хотя, иногда для защиты от невыносимого ощущения неопределенности он может принять позицию абсолютно уверенного во всем.
Чувство вины проявляется как готовность защитить себя, самооправдание, ощущение собственной небезопасности и включает в себя самообвинение. Так личность эннеатипа VI находит способ умиротворить своих врагов, став врагом самой себе. Он отказывается от своей силы перед лицом авторитета и отвергает само чувство бытия, проецируя его на личности, системы и идеи, наделенные важностью или возвышенностью «большей, чем жизнь».
**Источник — «Характер и Невроз», Клаудио Наранхо.