Окружение предпринимателя
Первое, что бегут делать большинство предпринимателей - это продукт. И это понятно, т.к. процесс создания чего-то для себя - очень увлекательная штука. В большинстве случаев такие истории заканчиваются отсутствием спроса на результаты бессонных ночей, пониманием настоящей цены привлечения аудитории и другими стоп-факторами.
Появляется развилка - забить или начать думать по-другому, смотреть на продукт, как на ответ на запрос рынка. Для этого нужно учиться думать по-другому, для этого в принципе нужно много учиться. По моему опыту лучшее, что можно сделать предпринимателю с запросом на рост - это организовать себе помогающее окружение.
Ничто так быстро и мощно нас не трансформирует, как окружение. В первые годы жизни - семья, затем школа/вуз и друзья, дальше коллективы на работе и проф. обучениях и т.д. И если оглянуться на пройденный путь, можно вспомнить тех, кто способствовал качественным изменениям в нашей жизни. Они, как яркие вспышки, оставили след своим образом жизни, мышлением, поступками.
С чего начать?
1. Акселераторы.
Уникальная возможность получить мощную дозу полезных знаний про бизнес, найти единомышленников, а если повезет - будущих партнеров. За время работы в акселераторе можно прожить несколько жизней и кратно улучить трекшн проекта, или сделать качественный пивот. Может быть местами больно, но эффект - максимально быстрый.
2. Навыковые курсы
Наверное следующая по соотношению скорость/качество трансформации история. Как правило, выпадающие компетенции в большинствах стагнирующих бизнесов - это маркетинг и продажи. Рекомендую начать обучение именно с этих компетенций. Многие директора по маркетингу готовят свои курсы или ведут каналы в telegram с полезной информацией, которая с большей вероятностью вам зайдет по формату и начнет приносить пользу.
3. Сообщества
Очень крутая трансформационная история. Не такая быстрая, как первые два пункта, но зато можно выбрать удобный для себя формат и глубину погружения. Отдельно хочется выделить в сообществах разнообразие контента. Здесь и крутые, интересные люди рядом, и регулярные активности, и форматы на выбор.
4. Random-кофе
Очень интересный и живой формат. Как правило, это чат-бот, который каждую неделю предлагает тебе случайного собеседника. Можно подписаться на несколько подобных активностей одновременно и каждую неделю знакомиться с новыми людьми. Есть элемент случайности, но тем интереснее данный формат получается в деле. Можно встречаться как в он-лайн, так и в офф-лайн форматах.
5. Бизнес-игры
Микс из навыковых курсов, рэндом кофе в игровой механике. Только играми, я бы не рекомендовал увлекаться. А вот как бонус к первым 4м пунктам - очень даже хорошее дополнение.
Вообщем, формируй новое окружение для роста, пока текущее окружение еще не окончательно сформировало тебя.
А что по вашему надо делать в первую очередь если не продукт?
Зависит от цели. В основном сам продукт настолько увлекает, что это и становится главной целью фаундера - просто делать продукт. В такой момент что-то менять трудно, т.к. фокус все равно будет смещаться на разработку.
Если на старте проекта стоит цель все-таки заработать, то начинать нужно с изучения рынка, маркетинга и разработки стратегии выхода продукта на рынок. Чтобы не получилось так, что продукт готов, а рынка нет.
Как сказать:) окружение может влиять, но до предела способностей и ценностей того, кого окружает:)
Сообщество гениев не вырастит из бездарности гения, сообщество маргиналов не превратит человека с ценностями в маргинала.
Нетворкинг бывает важен, но, по опыту, важнее все- таки то, что предприниматель может предложить рынку, т.е. продукт, и не абстрактное расширение окружения, а поиск целевой аудитории.
Конечно, продукт важен. Но как больно иногда бывает предпринимателю, когда он понимает, что рынок для созданного им продукта - это он сам и все. Это очень частый кейс, сам через такую историю проходил несколько раз. И в такой ситуации, если есть запрос на бизнес все-таки, то окружение - это лучшее решение для трансформации.