Markswebb определили самые удобные для частных клиентов мобильные банки
Markswebb завершили 13-е ежегодное исследование цифрового клиентского опыта в мобильных банках Mobile Banking Rank 2024. Результаты исследования показывают состояние клиентского опыта в задачах цифровых офисов и ежедневного управления деньгами.
Читайте наш Telegram
В периметре исследования 21 российский мобильный банк на Android,а система оценки включает более 1000 бинарных критериев для оценки цифрового пользовательского опыта. Также в этом году дополнили методику экспертными интервью, чтобы погрузиться во внутреннюю кухню продуктовых команд и узнать актуальные боли.
Несколько трендов развития ежедневного управления деньгами в мобильных банках
Изменения ключевой ставки и ограничение кредитования заставили банки адаптироваться. Несколько заметных трендов: акцент на выгоде, сегментацию аудитории в приложениях и развитие подписных моделей, предлагающих клиентам дополнительные преимущества.
Примеры:
- Банки заменяют термины вроде «кэшбэк» на более понятные «выгода», акцентируя положительный клиентский опыт. Разделы, как в Альфа-Банке, объединяют информацию о персональных предложениях, услугах и реферальных программах.
- Разделы «Дом» или «Авто» упрощают управление услугами, например, в СберБанке: подписки на ЖКУ и интернет, оформление страховок и использование партнерских сервисов. Это не только повышает удобство, но и стимулирует дополнительные продажи.
- Подписки, как у ВТБ, объединяют услуги (например, информирование) в пакет с расчетом экономии, усиливая восприятие выгод. Это способ снизить убытки на базовых услугах и повысить доходность.
Какие российские мобильные банки предлагают лучший пользовательский опыт при ежедневном управлении деньгами
1 место: Альфа-Банк
Альфа-Банк уверенно занимает первое место с 96,7 балла. Банк лидирует благодаря лучшему на рынке управлению инвестиционными продуктами, включая ПИФы и брокерские счета, а также удобному редиректу для переводов между счетами в других банках. Однако остаются точки роста, такие как возможность делиться созданными шаблонами и переводы с выдачей наличных.
2-3 места: ВТБ и Совкомбанк
ВТБ предлагает отличную навигацию, удобные переводы за рубеж и совместные платежи. Улучшения в управлении дебетовыми картами и добавление новых функций позволяют банку уверенно удерживать позицию. Однако банк отстает в части управления кредитными продуктами и автоматизации операций.
В Совкомбанке эффективно реализован сценарий погашения задолженности по кредиту наличными. Пользователи получают уведомления о сумме и дате списания, видят статус платежа и недостающую сумму, могут быстро пополнить счет с предложением предустановленной суммы.
4-5 места: Т-Банк и Газпромбанк
Т-Банк и Газпромбанк предлагают высокий уровень аналитики расходов и доходов, удобный поиск по истории операций и функционал шаблонов для платежей. Точка роста: контроль условий обслуживания и комиссии банка.
6-12 места: Средний уровень автоматизации
Высокий уровень удобства платежей и переводов, однако возможности контроля движения средств ограничены. В некоторых банках группы попрежнему ограничен доступ к поисковой строке. Не из всех разделов tab bar меню существует возможность перехода к сквозному поиску. Сохраняется дефицит в функционале контроля истории операций.
13-16 места: Базовые возможности для платежей и переводов
Доступны базовые возможности по платежам и переводам, но их удобство недостаточно. Только появляется автоматизация. Разрыв в оценках особенно заметен в блоках «Возможность перевести за рубеж» и «Настройки переводов по номеру телефона в другой банк».
17-21 места: Ограниченный функционал и слабая навигация
Замыкающие рейтинг банки предоставляют минимальные возможности по оплате услуг. Ограничены базовые возможности для совершения платежей и недостаточно развита навигация по приложению.
Какие российские мобильные банки предлагают лучший пользовательский опыт в задачах цифровых офисов
В этом году основные тренды включают упрощение оформления продуктов, расширение возможностей управления и повышение финансовой грамотности.
1 место: Альфа-Банк
Альфа-Банк демонстрирует лучшие практики управления продуктами и данными. Выделяются функционал для инвестиций, управления самозанятостью и персональными данными.
2 место: ВТБ
ВТБ укрепил позиции благодаря широкому выбору страховых продуктов, функционалу рассрочки и поддержке самозанятых. Однако остается ограничение в управлении кредитами и закрытии счетов.
3 место: Совкомбанк
Совкомбанк предлагает удобное оспаривание операций и голосовые команды для бота. При этом управление инвестициями и финансовыми вопросами остается на базовом уровне.
4-9 места: Райффайзен Банк, Тинькофф Банк (Т-Банк), Сбербанк, Газпромбанк, ПСБ, МКБ
Расширяется перечень дополнительных продуктов. Клиентам доступны расширенные возможности открытия и управления инвестиционными продуктами, включая брокерские счета и ПИФы. Однако остаются ограничения в интеграции с государственными сервисами, такими как пенсионные отношения и кредитная история.
10-13 места: ОТП Банк, Почта Банк, МТС Банк, Россельхозбанк
Банки с оценкой от 55 до 70 баллов демонстрируют средний уровень цифровых офисов, развивая возможности управления продуктами, включая управление кредитным лимитом и датой платежа, а также перевыпуск карт. Функционал открытия новых продуктов дополняется формами для вкладов и предварительным расчётом кредита наличными. Однако остаются ограниченные возможности управления инвестициями, такими как покупка ПИФов или открытие ИИС, а страховые продукты представлены лишь базовым набором.
14-16 места: УБРиР, Русский Стандарт Банк, Ак Барс Банк
Основные продукты доступны для оформления, однако управление продуктами и данными клиентов реализовано на низком уровне.
17-21 места:
Можно заказать основные документы и закрыть продукты. Не все базовые продукты доступны для оформления.
Частые UX-проблемы мобильных банков по результатам юзабилити-тестирований
Проблемы с управлением расходами
- Нет общей аналитики расходов: В 7 банках пользователи видят данные только по отдельным продуктам, что усложняет контроль финансов.
- Не адаптируется аналитика по периодам: Пользователи ожидают, что расходы в аналитике соответствуют выбранному периоду, но это реализовано не везде.
Проблемы интерфейсов и автоматизации
- Отсутствие автоматического выбора оператора связи: В 5 банках клиент вручную выбирает оператора, что создает дополнительные действия.
- Нет "Истории" в главном меню: Пользователи теряют время на поиск истории операций, если она недоступна в tab-bar.
Это часть инсайтов из исследования мобильных банков. Узнать больше можно в публичных результатах Mobile Banking Rank 2024.