Разработчики X5 о том, для чего они занимаются волонтёрством
Почему важно и интересно научить кодить детей, у которых меньше возможностей.
В Х5 действует программа корпоративного волонтерства, в рамках которой каждый желающий может потратить два часа рабочего времени в неделю в одном из благотворительных фондов, которым помогает компания. В ходе опросов мы выяснили, что помощь другим – почти такая же базовая потребность сотрудников, как и профессиональная самореализация.
Волонтеры X5 работают в нескольких больших проектах, и теперь среди них “Особенное дело”, проект по интеллектуальному волонтёрству, который мы делаем совместно со школой разработки для детей CODDY.
Уже три месяца наши коллеги #X5Tech помогают детям с ограниченными возможностями и тем, кто остался без родителей, освоить навыки HTML-верстки и основы программирования на Python. На занятиях они верстают простые сайты, учатся создавать 2D-игры и чат-боты для Вконтакте.
CODDY находит учеников и составляет программу, Х5 подбирает преподавателей-разработчиков. Занятия проходят онлайн в мини-группах, где от одного до трех учеников. Волонтеры Х5 уделяют преподаванию 2 часа в неделю, курсы длятся по 2-3 месяца.
Мы расспросили наших коллег, почему они решили вообще этим заняться, что больше всего вдохновляло и какие были сложности в процессе.
Делимся их историями и инсайтами от первого лица.
Менторинг и мотивация
Давно хотел поделиться знаниями с ребятами, помочь разобраться. Мне очень нравится преподавать детям, ведь когда объясняешь что-то с нуля, сам начинаешь лучше и глубже понимать свою область. Важно помочь адаптироваться ребятам из детских домов и с особенностями развития.
Меня соединили с мальчиком из детского дома, который оказался в сложной жизненной ситуации, учился до этого всем предметам нерегулярно, перебивками. Опекун в приемной семье была обеспокоена тем, что Саша сидит все время в компьютере, ничем не интересуется, вероятно играет в игры и ничего больше не хочет делать. А оказалось, что он сам нашел благотворительную программу школы Coddy, подал заявку, написал сочинение «как я хочу изменить мир с помощью программирования», прошел отборочный конкурс и его направили ко мне учиться!
Часть нашего обучения складывалась даже не из хардовых навыков, а из разговоров — я объяснял Саше, что надо много самому заниматься программированием, постоянно смотреть курсы, рассказывал о собственных трудностях и сомнениях. В начале пути высока вероятность, что человек просто бросит, иногда надо переубеждать, мотивировать и вдохновлять.
Моего ученика интересовала разработка чат-ботов на питоне. До занятия я ему скидывал онлайн-уроки по теме, а я потом на уроке ещё раз, более подробно и простым языком, пересказывал то, что было в этих курсах, отвечал на дополнительные вопросы, это не стоило мне особого труда, думаю, каждый человек может выделить два часа в неделю для этого.
В итоге он собрал своего простенького бота. Самый яркий момент: когда ученик мне сказал «представляешь, я понял, что это не сложно, есть информация по разработке в открытом доступе, и я действительно могу всему этому научиться». Реакция человека, когда у него что-то получилось, когда он преодолевает свой личный барьер — это по-настоящему вдохновляет.
Я планирую и дальше быть ментором этого мальчика, хотя программа закончилась. В процессе ребенок рассказывает что-то про свою жизнь, не относящееся к программированию, и я ему как старший товарищ могу дать советы, потому что говорю с ним на одном языке, в отличие от опекунов, и преподавателей более старшего возраста. Когда включаешься в жизнь человека, уже не стоит вопрос — продолжать или нет. Устанавливается связь с человеком, и хочется ему помочь разобраться, выбрать свой путь.
Посильная помощь другим
Давно хотел помогать другим, но не мог подобрать адекватного своим возможностям способа. Выполнять физическую работу, ездить куда-то мне трудно из-за загруженности работой и семейными делами, а вот рассказывать о профессии — для меня это идеальный вариант помощи.
Думаю, суть в том, чтобы донести до ребят, что они могут работать, приносить пользу и им за это будут платить хорошие деньги.
Перед тем, как мы начали заниматься, руководитель детского дома рассказала, что ей очень хочется, чтобы Наташа увидела что-то хорошее в жизни, какой-то лучик света. Кажется, она живет часть времени в детском доме, часть — дома, в непростой жизненной ситуации.
Когда ты не привык общаться с такими ребятами, сначала бывает сложно, стараешься не говорить про маму или папу, приходится сильно фильтровать в целом диалог.
А потом, когда подружишься с человеком, уже понимаешь лучше, как с ним общаться, и то, что это классные ребята со сложной судьбой.
Менять вместе мир к лучшему
Я волонтёр, потому что хочу менять мир к лучшему. Мне всегда была важна социальная значимость проектов, в которых я участвую. Сейчас у меня есть возможность делиться своим опытом и компетенциями, таким образом я развиваю других людей, которые будут тоже делать крутые проекты, и надеюсь, все вместе мы сможем сделать мир лучше.
Интеллектуальным волонтерством я занималась уже и до программы X5 с CODDY. Не могла не откликнуться на предложение, потому что немного знала об основателе школы CODDY Оксане Селендеевой. В частности о том, как долго она пыталась создать абсолютно бесплатную школу для детей. Я думаю, что эта волонтерская программа явилась отголоском её мечты, хотелось её в этом поддержать.
Думаю, даже если этот проект закончится, я продолжу быть волонтёром где-то еще.
Достойное будущее
Моя первоначальная идея заключалась в том, чтобы дети в принципе бесплатно обучались, а ИТ-компании спонсировали школу CODDY. С таким предложением в 2015 году я вышла к своим знакомым и директорам крупных компаний.
Мне хочется, чтобы у этих детей было достойное будущее и они смогли обеспечивать себя сами. Для многих даже выйти из дома — большая проблема. А ИТ-профессии не только высокооплачиваемые, но и позволяют работать удалённо в любой компании, даже международной или иностранной.
На мой взгляд, любой бизнес должен быть социальным. Как люди могут заниматься благотворительностью, так и образовательный или ИТ-бизнес может позволить себе делать хорошие дела.
Отличный и очень важный проект. Важно, что этих детей не заваливают подарками (читай - откупаются от них), как это было раньше, а помогают определиться в жизни и получить навыки. Но самое ценное даже не в навыке, а в том, что у ребенка появляется взрослый, который интересуется его судьбой, показывает личный пример, где-то подскажет, где-то посоветует. Фактически это смена окружения и возможность выхода в совершенно новую жизнь.
Вот честно, молодцы! От всей души желаю развития начинанию.
подарки детям? ужос какой, этот анахронизм разве не остался в каменном веке?
иллюстрация к статье
разработчик Х5
Все красиво, но! Многим детям не нужен этот IT, кто-то хочет в кино сниматься, кто-то - животных лечить, кто-то - кометы наблюдать через Хабл, кто-то - кулинарить в мишленовском ресторане, кто-то - инновационные дома проектировать, и т.п.
мы рассказываем именно о тех ребятах, которые сами проявили интерес к занятию программированием, и подали заявку — опекуны некоторых даже не знали об этом. Конечно, нам бы хотелось, чтобы было как можно больше возможностей для развития у таких детей в самых разных профессиях, и рассказывая такие истории, надеемся, что коллеги из других бизнесов тоже начнут инвестировать время и ресурсы на похожие программы.
Класс!