Конфликты в команде: почему они полезны и как с ними справляться
Привет! Я – Ольга Ладошкина, эксперт в сфере управленческого коучинга, тренер по soft skills и наставник в Яндекс Практикуме на курсе по управлению командой. Ещё я веду тг-канал для руководителей Лидерская кухня.
Сегодня поделюсь, как решать конструктивные конфликты и избегать деструктивных — на примерах из личной практики.
Нет команды, в которой не происходят конфликты. Даже в самых дружных и сплочённых коллективах происходят конфликтные ситуации. Потому что конфликт — это обратная связь по отношению к нашим действиям.
Конфликт — это нормальное состояние общества. В любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации.
Люди не могут быть согласны друг с другом всё время. Могут не совпадать взгляды, интересы, ценности и позиции по решениям задач на работе. Разберёмся, с какими видами конфликта сталкиваются руководители — начинающие и опытные.
Чем больше людей в команде, тем больше шансов, что между ними будет возникать напряжение. Это нормальная часть совместной работы. Если знать, где возможны «поломки», проще предотвратить или конструктивно урегулировать конфликт.
Конфликт — это ситуация, когда две или более стороны имеют противоположные интересы, цели, потребности или взгляды, которые приводят к противоречиям в разной форме.
Моя гипотеза: если в команде нет конфликтов, это признак отсутствия движения и развития, начинается стагнация или даже деградация.
Речь, конечно, о конструктивных конфликтах, которые делают команду сильнее, а не разрушают её. С такими конфликтами можно работать, как это делают, к примеру, в Apple:
📍В Apple часто возникают дискуссии о стратегиях продуктового развития или дизайна. Например, известно о противоречиях между дизайнерами и инженерами относительно формы и функции устройств. Иногда это замедляет процессы, но компания сформировала культуру сотрудничества — так команды преодолевают разногласия и учатся вести конструктивные дискуссии. Культура открытости помогает поддерживать качество продуктов и создавать новые решения.
А что с деструктивными конфликтами?
Конфликты бывают здоровыми и не очень.
В деструктивном конфликте стороны сфокусированы на собственных целях и интересах и играют в игру с нулевой суммой. То есть хотят отстоять свою позицию за счёт поражения позиции другого. Такому конфликту нередко сопутствует токсичная коммуникация — повышенные тона, переход на личности и манипуляции.
Здоровый конфликт
Главное отличие конструктивного конфликта — заинтересованность сторон в том, чтобы найти решение, и готовность к уважительному диалогу. При таком подходе команда развивается, увеличивая прибыль или улучшая качество продуктов компании.
Чтобы понять, какой перед вами конфликт, задайте два вопроса:
- Этот конфликт разрушает или развивает команду?
- Этот конфликт делает меня сильнее или слабее?
Так вы поможете себе и участникам перейти от деструктивного к конструктивному конфликту.
Пример 1: Запуск продукта и рекламные интеграции
На встрече команды решили отложить запуск продукта на две недели, чтобы дать тестировщикам и разработчикам больше времени на отладку. Маркетолог негодует, потому что он уже запланировал рекламные интеграции и придётся все передвигать. Конфликт. Хоть и не из злого умысла.
Почему вообще так вышло?
Действия или бездействия, которые привели к конфликту:
- Отсутствие коммуникации
Руководитель не обсудил перенос запуска продукта с маркетологом заранее, не объяснил причины. Это вызвало чувство обесценивания у маркетолога и усилило негативное восприятие события.
- Недостаточное понимание ситуации
Маркетолог мог не полностью понимать причины переноса запуска. В его мире важнее запустить кампанию без потерь бюджета.
- Конфликт интересов
Каждый пытался удовлетворить только свои интересы, не учитывая общую цель и интересы другой стороны.
Решение требует открытой и эффективной коммуникации между участниками команды, а также взаимопонимания и уважения интересов каждой стороны.
Пример 2: Разработка на костылях или новая фича
Менеджер продукта торопит команду разработки с релизом новых функций. Команда против неоптимальных решений и сопротивляется срокам. Чем ближе дата релиза, тем жарче споры, иногда это выливается в открытый конфликт.
Пример 3: Жалобы и оскорбления
После релиза начали падать жалобы от пользователей: не работает авторизация. На встрече с обсуждением ситуации тестировщик и разработчик перешли к взаимным обвинениям. Выяснилось, что разработчик криворукий, а тестировщик — слепой. Конфликт.
Эти два примера говорят о деструктивном конфликте. Команды сталкиваются с конфликтогенами — вербальными или невербальными элементами общения, которые ущемляют интересы и достоинство оппонентов.
Например:
- «почему ты не…»
- непрошеные советы
- оценочные суждения
- обвинения: «это всё ты испортил», «всё из-за вас» и подобные
- обобщения, глобальные выводы из единичных случаев — слова, выражающие категоричность: «всегда», «ни за что», «никто» и подобные
- приказы, слова-долженствования: «вы обязаны», «ты должен» и подобные
- переход на личности и оскорбления
- повышение голоса
По мнению экспертов Гарвардской школы переговоров (Harvard Negotiation Project), деструктивный конфликт — это ситуация, в которой стороны остаются на уровне позиций и не переходят на уровень интересов.
Позиция — это действие, решение, конкретный способ выполнения задачи. Позиция часто формулируется как «надо сделать вот так» или «правильно будет сделать вот так». Интерес — это то, зачем вам нужно реализовать эту идею или предложение. Это ваши потребности, желания, цели.
Чтобы перейти на уровень интересов, ответьте на вопросы:
- Зачем мне это нужно?
- Почему мне это важно?
- Что мне даст реализация этой идеи, этого предложения?
- Какой результат я хочу получить?
- Каких моих целей и задач это поможет достичь?
Эти же вопросы задайте оппоненту — так вы снизите градус конфликта и сможете перейти на конструктивный уровень.
Как это происходит на практике
Чтобы перейти в конструктивное русло, попробуйте определить уровень коммуникации, на котором произошел конфликт: руководитель—сотрудник, сотрудник—сотрудник или руководитель—руководитель. Разный уровень говорит о разных масштабах проблемы, подводит к тому, с какой стороны её нужно решать. Разберем на примерах:
Часто руководители избегают или игнорируют конфликты, даже когда они о них знают.
Как не надо поступать в случае конфликта:
Избегать общения, бояться быть неудобным, осуждённым или непонятым.
Такие страхи могут быть связаны с неуверенностью в себе. Например, специалист становится руководителем, но это не делает его уверенным лидером. Невозможно стать для команды авторитетом и человеком, за которым хочется идти, сразу получив повышение. Тут нужны софтскилы, многие из которых направлены на повышение уверенности в себе и формирование доверия в команде.
На курсе «Управление командой» я и другие эксперты обучаем руководителей навыкам, которые помогают поддерживать атмосферу открытости, вовремя замечать конфликты и конструктивно их решать.
Техники, которые помогают справляться с конфликтами
Когнитивные искажения часто приводят к конфликтным ситуациям. Поэтому в первую очередь важно работать со своими реакциями и предубеждениями.
Например, если вы опаздываете на работу, то скорее всего виноваты будут пробки, очередь в метро и плохая погода; если опаздывает ваш коллега, то он, по вашему мнению, просто безответственный растяпа, который мало того что не смог лечь спать вовремя, так ещё и будильник не завел.
Для большинства конфликтов характерно предубеждение в пользу самих себя. Человек фильтрует информацию и интерпретирует её так, чтобы она соответствовала его предубеждениям.
Чтобы научиться распознавать у себя искажения и снизить их влияние, нужно — как бы мы ни устали от этого слова — тренировать осознанность.
💡Прокачивайте эмоциональную зрелость и критическое мышление.
Работайте со своими убеждениями и установками.
Практикуйте медитации, дыхательные практики, работайте с коучем, психологом, рефлексируйте.
Учитесь отслеживать свои реакции и эмоции, наблюдать за ними со стороны и не вовлекаться.
Как руководителю решать конфликты в команде
Цель руководителя — решить конфликт так, чтобы команда продолжала приносить результаты и не теряла фокус с задач. Не просто вариант, который всех устраивает, а эффективное решение.
- Проанализируйте ситуацию, чтобы определить причины конфликта.
- Сформулируйте суть конфликта и обозначьте общий интерес, к которому будете возвращаться в течение разговора.
- Аргументируйте свою позицию, с уважением к членам команды и готовностью выслушать.
- Предложите собеседникам сделать то же самое — выслушайте их точку зрения.
- Обсудите и сформулируйте общее взаимовыгодное решение. Фокус должен быть на общей цели, а не преследовании личных интересов.
- Зафиксируйте договоренности — запишите тезисно результаты встречи и сохраните их. Даже если это была беседа один на один, важно убедиться, что оба участника одинаково интерпретировали результаты встречи.
❗Не принимайте ничью сторону, будьте максимально нейтральными и модерируйте общение. Пусть каждый обозначит свою позицию, при необходимости возвращайтесь к правилам коммуникации и поставленным границам.
Есть отдельная роль — медиатор, независимый участник, который помогает сторонам решить конфликт. Алгоритм решения остается тем же, но медиаторам нужно потратить чуть больше времени на подготовку — изучить позицию обеих сторон и детали конфликтной точки. Этот этап нужен для объективного восприятия ситуации.
Медиатор озвучивает варианты решения и в процессе уточняет у участников, насколько им это подходит. Так можно прийти к договорённости, которая устроит обе стороны.
Задача руководителя — привести сотрудников не к любому решению, которое устроит все стороны, а к тому, которое повысит эффективность команды и наладит процессы.
Не во все конфликты стоит вмешиваться руководителю
Иногда руководителю вовлекаться не нужно — если это просто здоровое противостояние интересов сотрудников. Например, спор о том, где расположить кнопку изменения способа оплаты в приложении. Скорее всего, команда оценит аргументы друг друга и придёт к оптимальному решению.
Если сотрудник напрямую обратился к вам за помощью, важно понять, почему он это сделал, оценить ситуацию. Не бежать спасать, а помочь самостоятельно решить.
Если сотрудник регулярно приходит к вам с жалобами на остальных, то это, возможно, уже вопрос к сотруднику. Стоит организовать с ним встречу 1:1 и попытаться выяснить, в чём дело.
Заключение
- Мы привыкли думать, что если позиция другой стороны противоположна нашей, наши интересы не могут совпадать. Однако на уровне интересов, вероятно, есть хотя бы небольшое, но пересечение, и тогда конфликт легче будет вести по конструктивному пути.
- Несовпадение ожиданий и реальности — это основная причина конфликтов. Когда ожидания относительно ситуации, других людей или себя не совпадают с реальностью, это может привести к разочарованию и недовольству.
- Навык эффективных коммуникаций и умение прояснять позиции сторон снижают риск конфликтов и приводят к более эффективному их разрешению.
- Важно работать со своими реакциями и предубеждениями, чтобы снизить влияние когнитивных искажений.
- У всех сторон должна быть общая цель и понимание сути конфликта. Фокус на общей цели, а не на преследовании личных интересов поможет возвращать конфликт в конструктивное русло.
- Разрешение конфликта — это процесс, а не одноразовое событие. Иногда конфликты требуют времени и усилий для полного разрешения. Кроме того, важно следить, чтобы решение было устойчивым и не вызывало новых проблем или недовольства среди участников.
- Иногда нужен медиатор, нейтральная сторона. Задача медиатора не определить, кто прав, а помочь в поиске эффективного решения.
- Некоторые конфликты невозможно решить здесь и сейчас. Это неприятное развитие событий, но к нему стоит быть готовым и открытым
Потренироваться решать конфликты и получить новые инструменты управления командой можно на курсе Яндекс Практикума. В программе от 6 до 12 индивидуальных консультаций с наставниками, воркшопы с экспертами и интерактивный учебник с техниками и тренировочными тестами.
Спасибо за статью - забрала себе в избранные - очень полезная информация!
Насчёт конфликтов согласен, были есть и будут. Важно научится их разрешать. Главное чтобы команда продолжала при этом эффективно работать. А если ещё и эффективность повысится, то вообще будет отлично.
Ольга,
спасибо за статью!
Интересная тема для более подробного изучения!
иногда конфликты даже не связаны с рабочими проектами ,а скорее носят личностный характер и в таком случае не особо что то решишь
В такие моменты мы внедрили в своей компании специальный раздел в культуре и прописали, что такое конфликт и как не выходить в личное - каждого нового специалиста знакомим с ним подробно. При возникновении какого-либо конфликта, на общем собрании напоминаем про ценность - не на примере, а просто еще раз проговариваем ценность сохранения своих внутренних драконов в себе и конфликтовать на работе в плоскости "профессионал - профессионал"
"Я – Ольга Ладошкина, эксперт в сфере управленческого коучинга, тренер по soft skills и наставник в Яндекс Практикуме на курсе по управлению командой. Ещё я веду тг-канал для руководителей"
А ещё я вышиваю крестиком. И на машинке строчить могу. Не хуже Матроскина.
А ещё я хорошо делаю ми... Ой, нет. Это личное..
Ты дурачек что ли писать такое?