Кадров нет, но вы держитесь: как мы пытались нанять продажников для IT-продукта. Личный опыт

Хотели найти бойца, который будет рубить лиды. А нашли только головную боль. В статье расскажу, как мы искали сотрудника на должность лидогенератора и сколько раз пожалели об этом. Спойлер: много.

Кадров нет, но вы держитесь: как мы пытались нанять продажников для IT-продукта. Личный опыт

Всем привет! Меня зовут Сергей Чащин. Я CEO и основатель компании BVM. Мы занимаемся заказной разработкой, а еще у нас есть собственный продукт. Вот именно для него мы искали лидоруба.

В июне 2024 года мы запустили «Цифровой РОП» - сервис речевой аналитики для отдела продаж. Работает на базе ИИ: слушает разговоры, анализирует их и подсказывает, где менеджеры тупят. В общем, полезная штука для РОПа.

Вначале продукт продавал один менеджер – он же вел переговоры и закрывал сделки. Однако в августе мы поняли, что один сотрудник – это маловато, надо расширяться. Мы хотели проводить больше встреч и выйти на более высокую конверсию, поэтому начали поиск нового сотрудника. Решили, что нам нужен лидоруб.

Если вдруг не знаете, чем отличается лидоруб от менеджера по продажам, объясню. Менеджер обрабатывает входящие заявки и проводит презентацию. А лидоруб заходит в холод, его цель квалифицировать лид и продать встречу.

Мы искали того, кто умеет грамотно разговаривать и не боится холодных звонков. С опытом работы в аналогичной должности год, но готовы были рассмотреть и меньше. В идеале уже работал с IT-продуктами. Он должен был формировать базу, звонить клиентам и назначать встречи. Ничего сверхъестественного.

Первый заход

По началу мы искали сотрудников самостоятельно. Тут и началось веселье. В первый раз поиск сотрудника занял два месяца. Он проработал у нас три недели. Вместо бойца с релевантным опытом мы получили кота в мешке. Как оказалось, все указанное в резюме – вранье. Это было жесткое разочарование, но мы не сдались и сразу же начали поиск нового сотрудника. Кстати, второй раз был весьма удачным. Нашли крутого специалиста, которого за 4 месяца повысили до менеджера по продажам.

Сотрудник отлично справлялся, и мы решили пока заморозить поиск. Но к декабрю стало понятно, что система работает, пора расширяться. Только в этот раз решили не мучиться и отдать поиск HR-агентству. Ребята подсветили наши косяки: неправильно оформили вакансию, да и мотивация была не столь привлекательна. Но тут вскрылись другие нюансы.

Качество кандидатов все равно оставляло желать лучшего. Появилась лишняя прослойка между нами и соискателями. Был у нас вот такой случай. Мы были уверены в том, что сотрудник выходит к нам на работу, а он взял и не пришел. Как оказалось, кандидат предпочел другую компанию, а hr забыла передать информацию вовремя.

И снова собеседования

Начался новый круг собеседований, и мы снова столкнулись с классической историей «ожидание vs реальность». Брали сотрудников, назначали полностью оплачиваемую тестовую неделю – и уже через пару дней становилось понятно, что человек не тянет.

Например, нанимали парня. На собеседовании он красиво рассказывал о конверсии 80% из холодного звонка во встречу, но в первый рабочий день позвонил всего 8 раз за все время. А это всего 15 минут работы. Хотя знаете, ред флаги были изначально, мы просто закрыли глаза на них. Делюсь ими, чтобы вы не повторяли наших ошибок.

Мой личный топ ред флагов:

  • Кандидат переносит собеседование более 2 раз
  • Не задает уточняющих вопросов
  • Фривольность и отсутствие субординации

Так что, нашли кого-то?

Да, нашли одного, хотя искали двоих. Но все равно не можем сказать, что довольны качеством найма. Все эти статьи про кадровый кризис – это не просто заголовки, это реальность, особенно в IT. Теперь не компания выбирает кандидата, а кандидат выбирает компанию.

Заключение

Мы до сих пор в поиске второго человека, договор с HR-агентством пока живёт. Если у вас тоже сложности с наймом, вот что реально работает: разбирайтесь в рынке – поймите, чего хотят кандидаты и что их мотивирует, продавайте вакансию – оформляйте её так, чтобы людям хотелось к вам, не тяните – давайте тестовую неделю и сразу расставайтесь, если нет огня в глазах. Мы однажды ждали месяц, надеясь, что человек «раскачается». Не раскачался.

А у вас были подобные истории? Как вы справляетесь с наймом, когда на рынке кадровый дефицит? Поделитесь мнением в комментариях, мне будет интересно почитать.

Полезные ссылки

8
15 комментариев

В вашем сегменте хорошо работает лидогенерация в TG, email и LinkedIn аутрич. Холодные звонки - вчерашний день (если что, создавать отделы холодных продаж - моя профессия).
И мы их больше не создаем, ушли полностью в маркетинг и продажи по теплым заявкам. Штрафы за холодные звонки огромные, трубки берут плохо, желающих на эту вакансию почти нет. Выводы за вами

3

Спасибо за комментарий) Аутрич в планах. Но все же холодные звонки у нас работают, вот только беда с кадрами. Если у вас есть кейсы или примеры, как выстроить работу без холодных продаж, буду рад обсудить.

1

Ушли спамить с телефона на Linkedl)))
Холодный обзвон прекрасно работает, только его нужно использовать правильно, а не в b2c с толпой бесталковых операторов...

Ну если вы искали "продажника", то вы его и получили. Сорри, я просто из продаж и для меня это слово как для пожарного "пожарник". Ну и про рынок кандидата обычно, пардон, ноют те у кого с мотивацией материальной\нематериальной дела обстоят не очень хорошо. Ну и закрывая тему. Я не знаю людей, которые бы умели хорошо перформить холодные звонки -> встречи. Хотя работая в этой сфере более 15 лет у меня десятки знакомых, которые в продажах или BD и так далее. Просто потому что холодный обзвон это по-хорошему лоу левел задача, которая закрывается специалистами начального уровня. Попробуйте набрать 2-3 студентов, которые будут делать просто холодные активности, не важно звонки или другие способы коммуникации. И одного хорошего сейла, который будет обрабатывать лиды и дожимать клиентов на встречу\демо\продажу. По крайней мере есть некоторые "законы физики", которые работают во всем мире и нет смысла идти против них.

3

Спасибо за такой развернутый комментарий! Против "законов физики" не идем, поэтому сейчас тестируем разные модели и ищем баланс. Но ваш подход звучит вполне логично)

1

Хах, «задача проста» -найти сотрудника на холодные звонки ) данная задача всегда была чрезвычайно сложна . Единицы продажников умеют делать качественный обзвон и если вы предлагаете копейки по мотивации , то смысл у вас работать, если проще пойти в курьеры за 150 к ?! Просто интересно примерные расценки у вас

1