Меню каталога, его влияние на СЕО

Существует много споров на тему влияния перелинковки сайта на SEO. Еще 10 лет назад глубокой структурой сквозного меню могли удивить в основном сайты крупных ритейлеров и сетевых магазинов, однако сейчас ситуация сильно изменилась. Пример «сложного» меню стал настолько распространенным, что даже региональная выдача пестрит кучей магазинов с меню 3-мя и более уровнями вложенности.

Несколько месяцев назад мы в агентстве решили проверить, действительно ли структура в меню влияет на SEO или это просто современный шаблон, которому слепо подчиняется современный e-commerce.

Сео-специалисты утверждают, что перелинковка повышает: авторитетность страниц, релевантность запросам, юзабилити, способствует лучшей индексации сайта в поисковых системах

Метод эксперимента

Данный эксперимент был реализован в несколько этапов: на начальном — велась подготовка к эксперименту, последующие этапы стали чередованием добавления и исключения ссылки на раздел, выбранный для замера.

Подобная смена этапов позволила нам проверить гипотезу и исключить влияние других факторов.

Ход эксперимента

Для работы взяли сайт производственной компании DarСталь, которая занимается продажей электрощитового оборудования на заказ. Каталог товаров имеет 4 уровня вложенности и состоит более чем из 120 разделов.

Для чистоты эксперимента мы создали новый раздел — «Шкафы управления насосами» (далее ШУН) без истории и добавили в него 30 товаров. Ссылку на раздел удалили со всех внутренних страниц сайта, чтобы полностью исключить влияние других типов перелинковки и поведенческих факторов.

<p> Позиции сайта в «Яндекс» с вновь созданным разделом, статистика первых дней начала эксперимента 21-22.10.2020г.</p>

Позиции сайта в «Яндекс» с вновь созданным разделом, статистика первых дней начала эксперимента 21-22.10.2020г.

Отправной точкой эксперимента стало 21 октября 2020 года, сам эксперимент длился чуть более 2-х месяцев, замеры позиций раздела ШУН делались ежедневно через Topvisor.

Для ускорения индексации мы воспользовались инструментом Яндекс.Вебмастер — «Переобход страниц». Буквально на следующий день, 22 октября новый раздел попал на первые страницы в поисковую выдачу и начал собирать статистику.

<p> Статистика с 21.10 по 20.11.2020г. (на графике заметно, что позиции сайта начали падать)</p>

Статистика с 21.10 по 20.11.2020г. (на графике заметно, что позиции сайта начали падать)

Без ссылки на главное меню позиции нового раздела начали постепенно падать по сравнению с отправной точкой. На протяжении первого месяца теста сайт по запросам, связанным с разделом «Шкафы управления насосами», всё еще находился на первой странице поиска «Яндекс».

<p> Статистика с 21.11 по 15.12.20г. (рост позиций после внедрения ссылки на раздел ШУН)</p>

Статистика с 21.11 по 15.12.20г. (рост позиций после внедрения ссылки на раздел ШУН)

20 ноября 2020г., спустя месяц после начала эксперимента, мы внедрили ссылку на раздел со шкафами — ШУН в главное меню каталога и повторно отправили его также на принудительную индексацию через панель «Вебмастера.Яндекс». Результат — через несколько дней позиции поползли вверх.

<p> Статистика 15.12.2020 по 31.01.2021г. (последний этап эксперимента, в котором ссылка на публикуемый раздел была повторно удалена)</p>

Статистика 15.12.2020 по 31.01.2021г. (последний этап эксперимента, в котором ссылка на публикуемый раздел была повторно удалена)

15 декабря 2020г. мы снова убрали ссылку на раздел ШУН из главного меню и продолжили замер позиций. Каков же был результат? Через 3 дня сайт снова потерял свои позиции и вернулся на исходные данные начала эксперимента.

График измерения средней позиции раздела ШУН за 3 месяца:

На графике можно заметить «эффект затухания» роста позиций, при котором возврат на прежние места занимает больше времени.
На графике можно заметить «эффект затухания» роста позиций, при котором возврат на прежние места занимает больше времени.

Заключение

На основе полученных данных можно сделать выводы.

1) Хорошо оптимизированная до первичной индексации страница сразу попадает в ТОП-10 «Яндекс». Это достигается прежде всего за счет текстовой оптимизации и накопленной истории поиска для всего сайта.

2) «Яндексу» нужен примерно 1 месяц для того, чтобы накопить статистику и оценить релевантность страницы соответствующим поисковым запросам. В дальнейшем, оперируя свежими данными, алгоритм поисковой системы корректирует позиции страницы в результатах поиска.

3) Организация перелинковки в сквозном блоке, а именно, в главном меню положительно влияет на продвижение сайта.

4) В процессе эксперимента мы наблюдали «эффект затухания» динамики позиций, когда в ходе изменений на сайте проседают его позиции, а возврат на прежние места занимает больше времени. Поэтому нужно очень внимательно реализовывать новые правки на сайте, чтобы не потерять достигнутый результат и не растянуть весь процесс продвижения.

44
20 комментариев

Предельно нечистый эксперимент и ложные выводы.
Сквозным меню вы можете свести текстовую релевантность отдельных страниц чуть не до нуля - если у вас контента маловато.
В качестве примера вы взяли микрочастотку и нулёвку с микроконкуренцией. Есть такие темы: достаточно страничку выложить не совсем кривую, и будут топы.
На сайт льётся контекст, чьи объёмы явно коррелируют с изменениями в поисковом ранжировании. Набрали ПФ - пошли позиции, траф снизился - позиции упали.
И тому подобное. Не тянет это ни на кейс, ни на аналитику.

6
Ответить

Виктор, добрый день!
Вы не учли фактор сезонности, здесь он имеет значение. В тематике электрощитового оборудования, например, в новогодние праздники всегда наблюдается резкий спад интереса к подобной продукции, поэтому сервис показал сильную просадку по запросам из контекстной рекламы.
Сторонние сервисы, предоставляющие статистику по трафику, не позволяют увидеть полную картину происходящего. Во время проведения эксперимента на сайт действительно лился платный трафик, но не на тестируемую страницу.

Ответить

У меня примерно так и было.
Стали показывать основные категории,а остальное  подгружать меню Аяксом по клику.

Ответить

По моему вполне себе кейс.
"Без ссылки на главное меню позиции нового раздела начали постепенно падать". Тут, наверное, "...из главного меню...".

1
Ответить

С пунктами в заключении согласен, все так. Частоты конечно смешные. За 2 недели накрутки можно встать в топ-1 без танцев с бубном.

Ответить

Артем, приветствуем!
Целью эксперимента было проверить влияние перелинковки, организованной в сквозном блоке главного меню, на ранжирование отдельно взятой страницы сайта. Мы не занимались накруткой поведенческих факторов.

Ответить

Видел первую версию этого коммента;-)

Ответить