Рассказываю об острой проблеме текучки кадров и способах борьбы с ней👇🏽

Рассказываю об острой проблеме текучки кадров и способах борьбы с ней👇🏽

Привет! На связи Владислав Рой — автор системы «4х4», эксперт в области гастроиндустрии, бизнеса, консалтинга и управления бизнес-процессов.

Сегодня рассмотрим острую проблему для любого заведения — текучка персонала. Почему так происходит? Что с этим делать? Как регулировать и профилактировать такое явление?

Почему же проблема высокой переходной активности в фуд-бизнесе в России является настолько серьезной и широко распространенной?

Вот несколько факторов:

Низкая оплата труда

Во многих случаях работники в фуд-бизнесе получают низкие заработные платы. Это может быть связано с невысокими бюджетами ресторанов, кафе и других предприятий, а также недостатком грамотного управления финансами и ресурсами.

Неудовлетворительные условия работы

Высокая нагрузка, интенсивность работы и режим нарушения рабочих часов также являются факторами, влияющими на текучесть кадров в фуд-бизнесе. Работники, испытывающие постоянное физическое и эмоциональное перенапряжение, могут искать более комфортные условия труда.

Недостаток квалифицированных сотрудников

Фуд-бизнес нуждается в опытных и квалифицированных сотрудниках, чтобы обеспечить качество и эффективность работы. Однако, существует дефицит таких сотрудников из-за недостатка инвестиций в образование и обучение персонала.

Отсутствие профессионального роста

Основной поток работников сферы общепита — молодёжь, которая как правило приходит с целью «заработать на жизнь», «временно заняться чем-то», но многие кандидаты даже не задумываются о том, чтобы планировать своё будущее на ближайшие 5-6 лет, не говоря уже о том, чтобы строить карьеру в данном направлении.

Опять же, возвращаясь к предыдущему пункту, отсутствие профессионального роста и интереса к нему ведет к недостатку квалифицированных сотрудников, а как следствие — к текучке кадров.

Теперь немного о цифрах по России, чтобы вы понимали масштаб проблемы и то, как обстоят дела не «на словах»:

◾ Согласно отчету аналитической компании "2ГИС" за 2019 год, из 100% ресторанных работников в России, 64% сменяют работу несколько раз в год, а 10% меняют работу каждый месяц.

◾ По данным hh.ru, в июне 2022 г. работодатели предлагали логистическому персоналу (курьерам, складским работникам, комплектовщикам заказов) медианную зарплату в 54 133 руб. в месяц, тогда как медианная зарплата в общественном питании составляла 52 063 руб. в месяц.

◾После начала военной спецоперации и ввода санкций дефицит персонала обострился. Несколько собеседников «Ведомостей» (в частности, из сетей «Додо пицца» и «Subway») сказали, что, когда закрылись иностранные сети фастфуда, спрос перетек в другие сети, и им понадобились дополнительные рабочие руки.

Проблема ясна. Факторы определены. Время погрузиться в универсальные способы борьбы с кадровым голодом. Вот ряд советов, которые когда-то были озвучены мной и моими коллегами-управленцами (как оказалось, мы пришли к общему выводу в данном вопросе):

📌 Инвестиции в обучение и развитие

Это могут быть тренинги, могут быть курсы или как минимум занятия по улучшению навыков от более опытных коллег (для новичков).

Главное, что в этом должно быть заинтересовано в первую очередь руководство, ваше грамотное распоряжение — залог вашего же профессионализма и результата в будущем.

📌 Улучшение системы управления и коммуникации

Эффективное руководство и открытая коммуникация между управленцами и сотрудниками помогут создать доверие и понимание, что снизит текучесть кадров.

📌 Анализ и реагирование на отзывы сотрудников

Регулярный сбор обратной связи от работников и быстрое решение их запросов поможет удовлетворить ожидания и точно повысит уровень удержания работников.

Внимательный руководитель — лучший руководитель!

Однако, следует отметить, что каждое предприятие имеет свои уникальные особенности и может потребоваться индивидуальный подход для решения проблем текучки кадров.

Больше о запуске заведения и результатах других запусков можете узнать на моём бесплатном мини-курсе - https://foodbusinesspro.ru/4x4

2
4 комментария

При этом низкая оплата труда и неудовлетворительные условия работы обозначены как проблема, но повышение заработной платы и улучшение условий в советах не приведено. ну конечно, нафига бизнесу консультант, который предложит дорогое решение, надо чтобы бесплатное придумал :)

А вообще, статья ни о чем, этот буллщит с коммуникациями и прочим не работает, у людей базовые потребности не закрыты. Они свалят. а ещё коммуникация это процесс двусторонний, не достаточно говорить с сотрудниками, они с начальством могут не говорить то, что думают. Недавно наблюдал такую картину. Весь отдел ноет, что денег нет, все плохо, надо менять работу. Приходит их начальник и начинает "коммуницировать", пытается понять что не так, и что ему сделать, чтобы они не разбегались, весь такой чуткий и молодец. А сколько ребят сказало, что им мало денег и это критично? Правильно, 0. Потому что людям, особенно на рядовых позициях, проще решить проблему сменой места, чем о чем-то там говорить. Да и толку говорить, у всех есть опыт, что когда поднимаешь вопрос повышения оплаты труда, то в ответ никогда не получишь четкого "через х мес. на х процентов поднимем", а другой ответ им не интересен, и они это понимают, потому и вопросы не задают.

Прочие советы тоже из разряда "я в общепите и дня не проработал на этих позициях". Ну какое к черту обучение можно предложить официантам и прочим работникам зала, которое было бы при этом им интересно, а не воспринималось как очередной тренинг?

А карьерный рост, серьезно? В несетевых или небольших заведениях расти просто некуда. Количество позиций ограничено и там обычно уже есть люди. Плюс потолок этого самого роста. Дальше условного администратора/управляющего кто сможет вырасти?

Проблема отсутствия людей на этих позициях одна: назкая маржинальности бизнеса, работодатель тут зарабатывает на том, что недоплатил сотрудникам. Сколько по статистике людей устроены и получают весь свой доход на карту официально? Малая часть, потому что если платить все взносы, налоги, не левачить, то этот бизнес просто нежизнеспособен.

3

Зачем платить больше, если можно платить меньше? ))
Ну уволятся - наймут еще.
"Мой лорд, нам нужно больше рабов" (с)
///
Проблемы с персоналом можно решить при помощи видеокамер, инструкций, отчетности и штрафов.
Эффективный менеджмент везде так работает - не благодарите.
)))

1

Текучка кадров всегда будет в сфере общепита и неквалифицированного труда. Люди терпят обычно из-за нужды, а потом снова оказываются в поиске лучшего места работы

1

"Эффективное руководство и открытая коммуникация между управленцами и сотрудниками помогут создать доверие и понимание, что снизит текучесть кадров." - самый важный пункт, т.к в основном замалчивание и со стороны персонала и накопившееся недовольство зачастую и провоцируют увольнение по собственному желанию