Как отменить подписку и не возненавидеть Яндекс Плюс
Привет, это StandApp. Мы помогаем продуктовым командам улучшать продукты, конверсии, удерживать пользователей и повышать лояльность.
На этот раз мы добрались до сервисов Яндекса. С ними разбиралась Настя, наш UX-исследователь. Как и в прошлом кейсе («Бонусная программа от Ростелеком, которая сводит с ума») мы изучили не весь конкретный продукт, а его часть: работа с подпиской Яндекс Плюс. В конце статьи составили небольшой опрос.
Надеемся, что эту статью увидит продуктовая команда Яндекса и она поможет запустить серию позитивных изменений, а мы как пользователи получим более гуманный опыт использования подписки.
Подключение подписки и опций
Настя: Мое знакомство с Яндекс Плюс началось с пробной подписки на 2 месяца. С оформлением не возникло никаких проблем. Нажимаешь «60 дней бесплатно», вводишь реквизиты банковской карты, тебе предлагают подключить дополнительную опцию, от которой можно отказаться, далее нажимаешь «Оформить подписку» и все готово, я в Плюсе.
С подключением (и отключением) дополнительных опций тоже все просто. Заходишь в управление подпиской, листаешь вниз до списка опций и нажимаешь тумблер-переключатель напротив нужной опции.
Но иногда подключение опций происходит случайно. Например, можно зайти на Кинопоиск (он входит в подписку), нажать «Смотреть» на сериале, который доступен только с more.tv (это дополнительная платная опция), и с карты уже сняли 100 ₽, не предупредив о списании и не спросив согласия.
💡 UX-совет
Не используйте темные паттерны или сведите их к минимуму
Понимаем, что темные паттерны использую все, даже международные сервисы-гиганты, но тем не менее. Темные паттерны намеренно заставляют пользователей делать то, чего они делать не хотят, вводят его в заблуждение, оставляют недосказанным то, что следовало бы сказать перед совершением конкретного действия. Это отличается от этичного, «белого UX», который подталкивает пользователей к совершению какого-то действия без обмана.
Что можно сделать:
Перед подключением какой-либо опции и перед любым списанием средств клиента важно предупреждать об этом и просить согласия, чтобы подписки на дополнительные опции не выглядели навязанными и не портилось впечатление от взаимодействия с продуктом.
Отключение подписки
Настя: Пробные 2 месяца подписки подошли к концу и я решила ее не продлевать. Думала, что если все так просто с подключением, то с отменой тоже не должно быть проблем, но оказалось все не так…
Рассмотрим детально:
- Я захожу в управление подпиской, прокручиваю в самый низ, нахожу и нажимаю кнопку «Отменить бесплатную подписку».
- Получаю предупреждение, что бесплатный период действует только один раз, но нажимаю «Все равно отменить».
- Дальше получаю предложение о том, что можно приостановить подписку, но все равно нажимаю «Отменить».
- Затем вижу описание преимущества про подключение к подписке близких, которое должно меня переубедить, но я твердо решила и в четвертый раз нажимаю «Отменить подписку».
💡 UX-совет
Соблюдайте границы между «неожиданным приятным сюрпризом» и отторгающим навязыванием
Маленькие сюрпризы от сервиса приносят радость и надолго могут запоминаться. Но если в момент негативного сценария вы слишком настойчиво пытаетесь перебирать и предлагать клиенту всевозможные бонусы и комбинировать их со страхом потери («бесплатный период действует только один раз!»), вы рискуете усилить негативное впечатление.
И вот тут казалось бы, что я у цели, но вдруг попадаю на страницу, где перечислены опции, которые входят в подписку и непонятно, отменилась подписка или нет и не ясно, что делать дальше. Прокручиваю несколько экранов вниз и оказывается, что это еще не все:
5. Внизу нахожу кнопку «Отменить бесплатную подписку», в пятый раз надеюсь, что это сработает, но опять нет.
6. Далее мне предлагают начислить 299 баллов Плюса при условии сохранения подписки. Но я не сдаюсь и еще раз нажимаем «Отменить подписку». И вот с шестого раза мне все-таки удалось это сделать.
🧠 Психологический совет
Учитесь отпускать :)
Если пользователь решил отказаться от ваших услуг, значит его что-то не устроило (функциональность, сервис, стоимость и прочее). Заранее определить, почему он решил уйти, невозможно, но это не повод в навязчивом и мучительном формате пытаться его удержать, показывая все преимущества сервиса и вызывая раздражение большим количеством информации и невозможностью совершить целевое действие.
Что можно сделать:
В случае, если пользователь решил отменить подписку, можно спросить у него причину отмены (перенести опрос о причинах отмены на начальный этап) и на каждую причину подготовить предложение, которое могло бы побудить пользователя остаться. Если клиент все равно уйдет, поблагодарите его за то, что он попробовал ваш сервис и напишите, что будете ждать его снова.
Далее клиента можно попытаться вернуть множеством способов, если в процессе отписки вы его не сильно взбесили. Например, через email (прощальное письмо или через некоторое время специальное предложение) или используя push-уведомления (если у пользователя осталась бесплатная версия продукта).
Проявляйте уважение и заботу о клиентах — нормально будет 🙂
Над исследованием работали:
Анастасия Боровикова, Редактор, UX-исследователь
Егор Поляков, Дизайн-менеджер
Иван Михайлов, UX/UI-дизайнер
Ссылка на эту статью в нашем блоге на сайте: