Секреты тендеров: как стать подрядчиком «Вкусно и точка»
Когда я запустил клининговый бизнес, то сразу решил обслуживать не только частных лиц, но и организации. Среди наших клиентов были «Макдоналдс» (сейчас «Вкусно и точка») и «Спортмастер», один из крупнейших девелоперов Сибири — компания «Брусника», Правительство Тюменской области, «Газпром». Поделюсь опытом поиска крупных клиентов.
Работа с корпоративными клиентами — это работа вдолгую, она приносит стабильный доход и укрепляет твою репутацию в отрасли. Кроме того, компании нередко заказывают самые высокомаржинальные услуги — мойку фасадов, химчистку и дезинфекцию. Маржа здесь составляет 50–60%. На опыте New Cleaning расскажу, как найти крупных клиентов через активные продажи и с помощью тендеров. Подробно всему этому мы обучаем франчайзи, а также всех желающих — в нашей Школе клининга.
Как New Cleaning стал подрядчиком «Макдоналдс»
Одно только участие в тендерах, даже без выигранных торгов, повышает видимость клининговой компании на рынке. Допустим, я поучаствовал в тридцати тендерах — это значит, я познакомился с тридцатью потенциальными клиентами, провел переговоры, выяснил потребности и дальше могу работать с этими компаниями в формате прямых продаж. Это трудоемкая история, но так можно существенно расширить клиентскую базу.
По моему опыту, интересные контракты — долгосрочные и на большие суммы — чаще всего встречаются в сегменте сетевого ретейла и общепита. С общепитом связан один из первых крупных корпоративных контрактов New Cleaning — контракт с «Макдоналдс».
В 2019 году мы вышли на управляющую компанию Mcdonald’s в Тюмени и презентовали наши услуги. У Mcdonald’s уже были на примете другие подрядчики, но мы предложили своего рода внутренний тендер: в одном ресторане фасады моет New Cleaning, а в другом — конкурирующая фирма. Цена одинаковая. На следующий день бригада конкурента почему-то не вышла на объект, а мы все сделали быстро и качественно, и нам отдали и второй ресторан тоже.
Когда «Макдоналдс» открывал свою третью точку в Тюмени, специалистов New Cleaning уже адресно позвали на послестроительную уборку. Мы снова хорошо себя зарекомендовали, и дальше стали сотрудничать с Mcdonald’s на постоянной основе — занимались ежедневной уборкой в ресторанах вплоть до ухода бренда из России.
В этом кейсе мы сочетали прямые продажи с участием в конкурсе. Как применять такой подход, я расскажу ниже.
Тендеры в клининге
Тендеры могут быть государственными и негосударственными — это два основных типа торгов. Государственные торги, или госзакупки, проводят бюджетные учреждения на основании 44-ФЗ. Этот закон строго регламентирует обязанности сторон, перечень электронных площадок для торгов, а также вводит штрафы за нарушение процедуры тендера. Несомненный плюс госзакупок для поставщика — максимальная прозрачность и безопасность, а главный минус — невыгодные ценовые условия.
Дело в том, что подавляющее большинство тендеров по 44-ФЗ проводится в формате аукциона: на таких торгах побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену. Добросовестная клининговая компания, которая платит белую зарплату и отчисляет все налоги, в такой ситуации может остаться без прибыли или даже уйти в минус. А к недобросовестной, попытавшейся сэкономить на ФОТ и налогах, скорее всего, придет проверка — ведь госзакупки тщательно контролируются.
Я не хочу сказать, что государственные тендеры — заведомо провальная история для клининга. Просто здесь нужно детально просчитывать бюджет. Недавно New Cleaning выиграла тендер на 380 тыс. рублей от Правительства Тюменской области — это был контракт на химчистку кресел. Такие работы выполняются буквально за пару дней и не требуют большого числа сотрудников или сложного оборудования. Это — хороший пример государственного тендера, который могла бы выиграть даже неопытная компания и получить хорошие деньги.
И все же наиболее выгодные контракты заключаются в сфере негосударственных тендеров. Подобные торги проходят на основании 223-ФЗ либо на базе внутренних регламентов заказчика, а инициаторами здесь выступают коммерческие предприятия, а также организации с государственным участием и их дочерние компании. К примеру, в конце 2024 года в рамках коммерческого тендера New Cleaning заключила пятилетний контракт с одной из «дочек» Газпрома.
Негосударственные торги, как правило, проводятся в формате аукциона, запроса котировок или конкурса. Третий вариант интересен тем, что победа в тендере зависит не только от ценового предложения, но и от опыта потенциальных подрядчиков. В ходе конкурса заказчик изучает предыдущие кейсы исполнителя, оценивает квалификацию персонала, качество оборудования. Такие тендеры сложно выиграть новичкам, зато профессиональная клининговая компания может рассчитывать на дорогостоящий контракт.
В отличие от государственных тендеров, негосударственные можно размещать на любой площадке. Найти такие торги бывает непросто: зачастую заказчики проводят закрытые тендеры, куда приглашают заранее отобранные компании. Тут есть лайфхак: не стоит ждать, когда в открытом доступе появится выгодный тендер, — надо действовать проактивно.
Менеджеры New Cleaning заранее ищут перспективных клиентов, обзванивают их, знакомятся, отправляют коммерческое предложение. Например, мы составили список всех заводов Тюмени и начали выяснять, когда у них будут тендеры. Допустим, тендер запланирован на июнь — значит, в мае мы съездим на осмотр объекта, пообщаемся с руководством завода, расскажем о компетенциях компании. И уже потом заказчик скинет ссылку на закрытый тендер, в котором, кроме New Cleaning, будет лишь несколько фирм-конкурентов.
Как выйти на внутренние тендеры
Активные продажи — это основной инструмент для поиска корпоративных клиентов. Благодаря активным продажам можно сэкономить на масштабных рекламных кампаниях, а главное — напрямую пообщаться с лицами, принимающими решения, и презентовать им свой продукт. Но наиболее эффективен этот инструмент не сам по себе, а в симбиозе с участием в тендерах. Что это значит?
Во-первых, как я уже говорил, некоторые крупные заказчики не афишируют проведение торгов. Чтобы попасть в число приглашенных, клининговая компания должна сама сделать первый шаг — выйти на руководителей предприятия с коммерческим предложением. Здесь очень важно правильно подать себя и предложить именно те услуги, в которых нуждается конкретный заказчик. В New Cleaning мы обучаем партнеров работе с «холодными» клиентами и даем скрипты переговоров. Эта информация, как и гайд по тендерам, есть в нашем обучающем курсе.
Иногда, как в случае с Mcdonald’s, корпорация вообще не объявляет тендер, а проводит внутренний конкурс между двумя-тремя исполнителями. Скорее всего, потенциальный клиент уже сотрудничает с каким-то подрядчиком, но параллельно рассматривает более выгодные варианты. Правильная тактика в подобной ситуации — подсветить для клиента преимущества вашего сервиса и предложить сотрудничество в тестовом режиме.
Именно так New Cleaning начала сотрудничать с сетью «Спортмастер». Все торговые точки бренда в Тюмени и Тюменской области обслуживала другая клининговая компания, но в какой-то момент у нее снизилось качество услуг. И мы предложили дать нам несколько магазинов, чтобы заказчик мог сравнить уровень сервиса. Сначала New Cleaning работала на двух площадках «Спортмастера», через полгода добавилось еще несколько точек, а еще через год наши сотрудники обслуживали половину магазинов в регионе. Мы набирались опыта, совершенствовали технологии уборки, и через некоторое время стали подрядчиком всей региональной сети «Спортмастер».
Подводные камни тендеров от New Cleaning
На первый взгляд, участие в торгах не требует особой подготовки: достаточно оформить ИП или юрлицо, получить электронную подпись, аккредитоваться на тендерных площадках и завести спецсчет в банке. Это открывает доступ к публичным торгам — можно выбирать тендер и подавать заявку. В действительности тендерный процесс устроен гораздо сложнее.
Прежде чем составлять заявку, придется проанализировать конкурентов — изучить большое количество тендеров, выявить динамику цен, понять, кто выигрывает торги и на каких условиях. От этого, например, будет зависеть формат тендера: если ваше конкурентное преимущество — низкая цена, имеет смысл заходить в аукционы и запросы котировок, а если опыт и материальная база, — можно сосредоточиться на конкурсах.
Поиск тендеров — тоже не самая тривиальная задача. В России действует более ста тендерных площадок, и чтобы в них разобраться, нужно обладать насмотренностью и уметь пользоваться специальными программами, такими как Bicotender или «Тендерплан».
Участие в тендерах требует особого внимания к документам. Это касается не только составления заявки, но и проверки условий контракта. Сроки исполнения обязательств, ответственность сторон, порядок и сроки оплаты, особые требования к подрядчику, действие льгот и национального режима — вот лишь некоторые юридические нюансы, с которые ждут подрядчика. Кроме того, всегда есть риск столкнуться с недобросовестным заказчиком: к примеру, он попытается включить в договор положения с двоякой трактовкой или станет навязывать допсоглашение, где прописан больший объем работ или другая цена.
Помимо юридической грамотности, нужен большой опыт, собственно, в клининге. Во время тендера будущий подрядчик приезжает к заказчику и объективно оценивает фронт работ. Заказчик может ставить не вполне корректные задачи — в этом случае представитель клининговой компании должен предложить варианты оптимизации.
Скажем, руководство предприятия привыкло, что уборка проводится по ночам, а по вашему опыту на аналогичных объектах, можно обойтись без ночных смен. Вы считаете хронометраж, нагрузку на персонал, составляете технологическую карту, где прописано, в том числе, как клинеры перемещаются по этажам, — и убеждаете клиента, что ваш вариант будет выгоднее для всех. И это тоже часть тендерного процесса.
Многие новички заключают контракты на уборку помещений по определенному адресу и забывают рассчитать стоимость одного квадратного метра. Потом клиент арендует дополнительные площади по тому же адресу — а стоимость клининга остается прежней. Когда в договоре прописана цена за уборку квадратного метра, стороны производят перерасчет при любом изменении метража — и в плюс, и в минус.
Тендеры для франчайзи New Cleaning
Тендерная работа — трудоемкий процесс, который отнимает много времени и сил: на каждые 20–30 тендеров, по статистике New Cleaning, приходится один заключенный контракт. Но это действительно выгодный подряд на оптимальных условиях. Так, в конце прошлого года мы выиграли тендер на 40 млн рублей.
Сопровождением торгов в головной компании занимается штатный тендерный специалист — он же консультирует наших франчайзи, которые активно включаются в конкурсные закупки. На сегодняшний день среди партнеров лидирует Челябинск — пять выигранных торгов за год.
Одно из преимуществ франшизы клининга — это как раз безболезненный вход в тендерные закупки. Для наших франчайзи из Челябинска тендеры вообще стали одним из основных направлений развития. За первые 3 месяца существования компании было выиграно тендеров на сумму более 4 млн рублей.
New Cleaning запустила франшизу в 2021 году, и на сегодняшний день под нашей вывеской работает 22 предприятия по всей стране — от Владивостока до Калининграда. Среди франчайзи есть как новички, так и опытные предприниматели — и все они под нашим наставничеством успешно развивают многопрофильный клининговый бизнес.
Помимо франшизы, действует Школа New Cleaning — там я и другие эксперты компании обучаем всех желающих основам клининга, методам технологичной уборки и, конечно, продажам, в том числе — через тендеры.
Крутые ребята! Работать с Макдональдсом-это уровень!)
Да и Спортмастер тоже хороший показатель)
На тендеры отдельного человека надо брать... огромнейший пласт работы!
Звучит, как отличная идея. Только где бы такого найти? 😁
У меня вообще сложилось впечатление, что целый отдел надо) столько нюансов...
Очень любопытно было бы посмотреть, как составляется технологическая карта. Там же наверное очень много требований…
Занятие не из лёгких конечно. Слышала, что там требуется каждый раз подробное описание всех участков уборки ( зоны, сами участки, все возможные виды работ ). Время для конкретных зон, уборочный инвентарь и прочее.