Секреты войны: пропаганда и манипуляции сознанием. Французский историк раскрывает вечные правила смертельной игры

Дисклеймер

Эта статья — не более, чем размышления на тему «Влияние особенностей психики человека на принятие решений в стрессовых ситуациях». Здесь я просто делюсь своими изысканиями на данную тему и задаю риторические вопросы. Никого ни к чему не призываю и не имею своей целью кого-то в чём-то убедить или как-то оскорбить.

Секреты войны: пропаганда и манипуляции сознанием. Французский историк раскрывает вечные правила смертельной игры

Предлагаю познакомиться с выдержками из работы французского историка Анны Морелли, которая в 2001 году выпустила книгу под названием «Базовые принципы военной пропаганды». В данной работе она во многом опирается на знаменитый труд британского политика Артура Понсонби «Ложь в военное время», который был опубликован в 1928 году и описывал основные механизмы пропаганды, применявшиеся во время Первой Мировой войны.

Важно отметить, что Морелли не дает свою оценку событиям, не делит на плохих и хороших, а лишь иллюстрирует принципы пропаганды, которые используются разными сторонами в конфликтах.

1. Мы не хотим войны мы защищаемся

По словам Морельи, руководители стран всегда заверяли, что не хотят войны. Не часто война воспринимается населением положительно, а с появлением демократии руководство страны нуждается в поддержке населения.

2. Только противник несет ответственность за начало войны

Морелли говорит, что каждая из сторон утверждает, что была вынуждена вступить в войну, чтобы помешать врагу разрушить ценности, поставить под угрозу свободу или вовсе уничтожить нас. Это своеобразный парадокс войны, эдакий «война — это мир Оруэлла». Всоответствии с этим принципом США объявили войну Ираку, поскольку, по их словам, Ирак не оставил иного выбора. Американцы только защищаются от провокаций врага, который несет полную ответственность за развязывание войны. Риббентроп оправдывал войну против Польши следующими словами: «Фюрер не хочет войны, но решение о войне и мире зависит не от него, а от Польши. В некоторых важных для Рейха вопросах Польша должна уступить и выполнить требования, без которых мы не можем обойтись. Если Польша откажется, то ответственность за конфликт лежит на ней, а не на Германии».

3. Лидер врага — сущий дьявол и истинное зло

Морелли пишет, что вместо направления ненависти на группу людей, гораздо эффективнее направить ее на руководителя враждебной страны. Таким образом, у врага будет лицо и оно станет объектом для ненависти. Победитель всегда будет изображать из себя пацифиста, который любит мирные соглашения и сотрудничество, но противник якобы принуждает его к войне. Вражеского лидера выставляют маньяком и монстром, как это было с Милошевичем или с Саддамом Хусейном.

4. Мы защищаем благородное дело, а не наши частные интересы

Экономические и геополитические цели войны тщательно маскируются некими идеалами и моральными ценностями. Ценности могут быть разными: уничтожение милитаризма, защита малых государств, защита демократии и так далее. Пропаганда будет убеждать население в том, что война ведется исключительно из благородных побуждений. О том, что многие воины преследуют экономические причины, умалчивается.

5. Враг жесток и целенаправленно совершает военные преступления; наша армия допускает ошибки непреднамеренно.

Морелли утверждает, что рассказы о зверствах врага являются одним из ключевых элементов пропаганды. Жестокость — это часть войны, но акцентирование на том, что зверства совершает только враг, превращает рассказы о зверствах в часть пропаганды. Более того, военная пропаганда не нуждается в реальных инцидентах, ей необходимо выдумывать бесчеловечные акты, чтобы выставить врага чуть ли не альтер эго Гитлера.

6. Враг использует запрещенное оружие

Данный принцип дополняет предыдущий. Мы не зверствуем, а наоборот, идём на войну как рыцари, сражаемся по правилам. Так, например, во время Первой Мировой каждая из сторон обвиняла другую в применении боевых отравляющих веществ.

7. Наши потери небольшие, потери врага огромны

Пропаганда, очевидно, должна скрывать собственные потери и преувеличивать потери врага. Так, например, во время войны в Ираке существовал запрет на публикацию гробов американских солдат, в то время как СМИ рассказывали о гигантских потерях Ирака и утверждали, что армия Ирака не оказывает сопротивления.

8. Интеллигенция и творческая элита поддерживают наше дело

Морелли говорит, что во время Первой Мировой войны интеллигенция преимущественно массово поддерживала свои страны, и руководство, художники, писатели и музыканты поддерживали интересы своих стран в своих сферах деятельности, начиная с карикатур и заканчивая наиболее резонансными фотографиями, оказывающими сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. Например, фотографии детей на фоне разрухи.

9. Наше дело свято

Война может представляться в буквальном смысле своеобразным крестовым походом, подкрепленным божественной миссией, от которой нельзя уклониться, её следует исполнять. В качестве примера Морелли приводит войну в Ираке, ставшую крестовым походом, борьбой добра и зла. Американская пропаганда преподносила как долг необходимость принести в Ирак демократию — ценность возникшую из воли Бога. Война превращалась в реализацию божественной воли.

10. Кто ставит под сомнение нашу пропаганду, тот помогает врагу и является предателем

Данный принцип дополняет все остальные. Тот, кто ставит под сомнение хоть один из принципов, обязательно потакает врагу. Есть только две стороны: хорошая и плохая. Вы можете быть только за или против зла. Невозможно высказать особое мнение без риска линчевания в СМИ. Плюрализма мнений больше нет, любая оппозиция замолкает или дискредитируется фальшивыми аргументами. В качестве примера приводится всё та же война в Ираке. Выступать против войны — значит поддержать Саддама Хусейна. Такой же принцип применяется и в других войнах.

Выводы

Данные 10 принципов далеко не полностью отражают картину пропаганды, но дают общее представление о том, как происходит манипуляция умами и эмоциями людей.

На этом и основано всеобщее разделение. Получается, что все мы в той или иной степени жертвы пропаганды с разных сторон, основанной на одних и тех же принципах, котоые истории известны с незапамятных времён.

Я понимаю, что наивно думать, что я самый умный, и конкретно на мне ничего из этого не работает, что я один из немногих, кто полностью смог выйти из-под влияния всестороннего обстрела тщательно отфильтрованной и переработанной информацией, причём с разных сторон с конфликтующими интересами. Понимаю, что быть абсолютно объективным у меня не получится. Понимаю, что информации для по-настоящему обоснованных выводов у меня никогда не будет достаточно. Также я понимаю, что это справедливо не только в отношении меня, и прилагаю очень много усилий, чтобы общаться с людьми, не разделяющими какие-то мои взгдялы через призму этого понимания. Порой это действительно сложно.

Вопрос только в том, сможем ли мы понять правила игры и выйти за её рамки, взглянуть на всё со стороны или будем действать автоматически, принимая навязанную реальность и думая и действуя так, как того хочет кто-то другой?

Может, кто-то хочет использовать наши базовые ценности для достижения собственных целей? Позволим ли мы, каждый по отдельности, направить наши светлые качества, как доброта, чувство справедливости, сострадание и прочие на разжигание ненависти, на усиление классового, национального, религиозного, политического или рассового разделения? Будем ли мы поддерживать «неэкологичные» методы решения спорных вопросов и способствовать их реализации во имя целей, которые мы считаем правильными? И вообще, многие ли из нас смогут понятно и глубоко обоснованно разъяснить свою позицию относительно тех вещей, которые они считают правильными?

Обсудим это в комментариях?

Подписывайся на мой блог. Я пишу о таких вещах:


— Маркетинг на практике. Показываю, что делаю сам;

— Прикладная психология и философия жизни, из опыта;

— Полезные лайфхаки, которые использую сам.

11
2 комментария

"По словам Морельи, руководители стран всегда заверяли, что не хотят войны. Не часто война воспринимается населением положительно, а с появлением демократии руководство страны нуждается в поддержке населения."-а разве война может восприниматься положительно , пожалуй это только сплошной минус

Ответить

Так подтверждения же вокруг. Если послушать разговоры на кухне, почитать комментарии, когда тема касается вот этого всего. Огромное количество людей воспринимает всё в положительном ключе. И основания бывают даже вполне нормально звучат. Разумеется, если прямо спросить «ты как к войне относишься?», то в большинстве случаев будет ответ «отрицательно, война зло», однако, часто после это следует «...но...» и дальше обоснование, почему это так необходимо или оправдано. Просто социально приемлемо отзываться о насилии в любом виде плохо, а отзываться о нём положительно — это не приемлемо. Так что, вроде как, все относятся отрицательно, но фактически, многие положитльно.

Ответить