«Ну что на ужин, суши?» или история о важности обучения персонала в общепите

А что если уехать из Туркменистана в Питер и открыть точку с суши?

Ирина Тен
Ирина Тен

Сфера бизнеса: #общепит #доставка

Предприниматель: Ирина Тен

Возраст, когда начинал: #до40

Как начинал: #сама

Страна и год: Россия, 2011

Стартовый капитал: #до500тысяч

Азия is coming

Ирина Тен переехала из Туркменистана в Санкт-Петербург 25 лет назад — сейчас ей 49. Она начала с работы на швейном предприятии, где проработала восемь лет, пока ее дети учились в школе. Но как только они поступили в институт, появилась мысль заняться собственным бизнесом.

В это же время брат Ирины открыл точку по доставке суши и горячих блюд в Выборге — девушка пару месяцев проработала у него, а затем она с семьей переехала в Тосно и здесь решила сама открыть такое же место, как у брата.

Первым делом пришлось решать вопросы с финансами, арендой помещения, общим благоустройством, а также заняться наймом сотрудником. Разработка меню заняла около трех-четырех месяцев, и в октябре 2011 году точка заработала.

Хороший клиентский поток пришел не сразу, поскольку на российский рынок история с суши и азиатской едой пришла чуть ли не «вчера». Прежде, чем бизнес нормально заработал, и у людей появился к нему интерес, прошло 8 лет, до 2019 года.

До пандемии у Ирины была ещё одна точка, в Санкт-Петербурге, но из-за ковида пришлось закрыться — сказалась дорогая аренда и отток клиентов.

Кафе изнутри
Кафе изнутри

Учиться, учиться, еще раз учиться

Главная ошибка, которую Ирина выделяет — это недооценка значимости обучения сотрудников и финансового планирования в начале карьеры. Кроме того, у были сложности с наймом компетентного персонала.

«Многие начинающие предприниматели думают, что раз деньги есть, мы откроемся, все у нас пойдет. На самом деле не так. Нужно обучение, нужно все планировать — и не только в финансах, но и, допустим, как разместить помещение, как набрать персонал, как обучать работников разговаривать с клиентами…».

Ирина говорит, что до сих пор возникают проблемы с обучением персонала разговорной речи — поскольку все завязано на доставке, нужно много и, что важно, грамотно говорить по телефону, но она постоянно работает над этим.

Кроме того, в последние два года (22-24) у нее возникли проблемы с поиском компетентных сотрудников, что, скорее всего, связано с оттоком рабочей силы из России, а также с тем, что молодые сотрудники часто не справляются с работой в силу возраста и развития. Ирина всегда старается искать людей внимательных и щепетильных, но иногда с этим не так-то просто.

Рекомендации для решения проблемы:

1. Важно разработать комплексную программу обучения: необходим детализированный план обучения для сотрудников, который включает в себя не только финансовые аспекты бизнеса, но и навыки обслуживания клиентов, техники продаж, а также разговорную речь и коммуникации. Это поможет сотрудникам лучше понимать свои задачи и повысит качество и эффективность их работы.

2. Попробуйте усовершенствовать процесс найма: разработайте более строгие критерии отбора персонала и используйте разнообразные методы поиска кандидатов, включая профессиональные социальные сети, рекомендации от текущих сотрудников, и стажировки, которые позволят оценить компетенции и подход к работе на практике. Проводите всесторонние собеседования и тестирования, чтобы убедиться, что новые сотрудники соответствуют требованиям вашей компании.

3. Финансовое планирование: важно создать долгосрочный финансовый план, который учитывает потенциальные риски, изменения в экономике и необходимость инвестиций в развитие персонала. Регулярно обновляйте бюджет и финансовые прогнозы, чтобы отражать текущее положение дел в компании и рынке. Обучите руководителей отделов основам бюджетирования и финансового анализа, чтобы они могли более эффективно управлять своими ресурсами.

«Ну что на ужин, суши?» или история о важности обучения персонала в общепите

Предпринимателем может стать каждый?

Ирина считает, что это занятие не для всех, а только для тех, кто к нему предрасположен.

«Я думаю, что должна быть особая жилка, причем условно говоря, наследственная. Если у родителей есть такая жилка, и они её, допустим, не смогли в своей жизни реализовать, то у детей она обязательно проявится. А бывают такие люди, которые не хотят работать на чужого дядю, но всё равно у них не получается. Тут либо предначертано, либо нет».

На этом всё, спасибо что дочитали до конца. Надеемся, было полезно. Если готовы честно поделиться своими ошибками в закрытом или действующем бизнесе — пишите нам на cases@gengo.pro, расскажем вашу историю

Если интересно изучать не только успешный успех — подписывайтесь на нас здесь или в телеграме, будем публиковать больше таких историй об ошибках, на которых учились предприниматели и уроках, которые из этого вынесли.

66
16 комментариев

Ничего конкретного в посте, одни общие фразы. "Важно обучение и важно планирование, потому что это важно".
По поводу сотрудников - чтобы работать пошел сотрудник с грамотной речью, нужна соответствующая зарплата и условия.
В 22-24 г безработица стала рекордно низкой, и у людей появилась альтернатива. Общепит - не самая привлекательная сфера. Надо чем-то заманивать сотрудников, чтобы не шли те, кто двух слов связать не может.
Я лучше копирайтером дома посижу, чем в 2 раза меньше получать в общепите на ногах и на обслуживании.

5
Ответить

Вы абсолютно точно правы. Жаль, что статья показалась вам абстрактной. Передадим нашему копирайтеру замечание, чтобы повышать качество контента)

Ответить

Кажется, во всех историях про общепит проблема персонала, ставьте лайк, кому расхотелось открывать свою кофейню / бар / кафе в 2024 😅

3
Ответить

Если откроете, приходите к нам на интервью)

2
Ответить

Немало отработала в общепите и могу сказать, что проблема с персоналом реально очень острая. Кто-то просто некомпетентен, а кто-то не вывозит токсичности от клиентов/директоров.

2
Ответить

Капучино без молока действительно часто просят?

1
Ответить

когда коллектив не ладит , да еще и клиенты доводят,дела совсем плохо обстоят

Ответить