Почему 90% ресторанов закрываются в первый год работы: разбираем на мемах
Собрали 3 самые частые ошибки при открытии кафе или ресторана, а потом спросили у героев мемов, что они думают по этому поводу. Вот что из этого вышло 😎
Ошибка 1. Не составлять бизнес-план
Часто предприниматели прикидывают на коленке: мне в кофейне нужна стойка, кофемашина, вода, зерно + аренда на первые два месяца — вот и весь бизнес-план. Потом оказывается, что в помещении необходим капитальный ремонт, надо ставить очиститель, а еще забыли про стаканчики для кофе. После открытия всё работает в таком же хаосе: что делать и куда бежать — непонятно.
📝 Бизнес-план — это пошаговое руководство с четкими расчетами и анализом: что именно и для кого открываем, во сколько это обойдется. Причем это план действий не только для открытия, но и для дальнейшей работы: он включает в себя стратегию окупаемости и развития. В нем важно заложить бюджет на любые траты и посчитать, когда заведение отобьет вложенные деньги. Например, для кофейни меньше чем на полгода рассчитывать нерационально.
Интуитивный подход вместо четкого планирования иногда тоже срабатывает. Но в такие моменты, несмотря на то что всё складывается удачно, без бизнес-плана непонятно, как сохранить позиции и масштабироваться.
Ошибка 2. Открываться там, где нет конкурентов, или не следить за тем, что они делают
На конкурентов важно обращать внимание и при поиске локации, и после открытия. Это поможет делать более классный и качественный продукт и уводить к себе их аудиторию.
🚩 Красный флаг — открываться там, где нет конкурентов. Если в определенной области на карте нет никаких заведений, почти наверняка там есть проблема.
🚫 Еще одна ошибка — не анализировать, что делают конкуренты: что у них в меню, какая ценовая политика, кто к ним ходит, какие они проводят акции. Допустим, у нас кофейня. И у конкурентов через дорогу маленький кофе стоит 100 ₽, а мы хотим поставить цену 140 ₽. Качество плюс-минус одинаковое. Почему гости будут переплачивать за наш кофе? Если мы не можем объективно ответить на этот вопрос, цены или локацию нужно пересматривать.
🔍 После открытия надо продолжать мониторить, что делают конкуренты и в плане ценообразования, и в плане ассортимента. Например, они могут снизить цены, тогда наше заведение будет уже не в конкурентной вилке, и мы рискуем оказаться за бортом. То же самое с ассортиментом: допустим, у них были только плюс-минус стандартные блюда, а потом они ввели сезонное меню со смузи и бабл-ти. Это модно, и гости любят пробовать новое. Если мы вовремя не подсуетимся, то рискуем потерять их.
🤝 Конкурентов можно не просто периодически мониторить — с ними можно даже дружить. Это позволит обмениваться опытом, потому что у похожих форматов обычно одни и те же проблемы. Необязательно делиться всеми лайфхаками, но о каких-то вещах общаться можно и нужно. Особенно в нестандартных ситуациях: например, если общие соседи ругаются и пишут жалобы в Роспотребнадзор, проще объединиться и вместе урегулировать проблему.
Ошибка 3. Игнорировать маркетинговые инструменты или просто делать как все
Каким бы классным ни было заведение, без маркетинговой стратегии о нем могут банально не узнать.
🚩 Самый большой и дорогостоящий просчет — вообще ничего не делать: не размещаться на картах, не светиться в соцсетях, не рекламироваться, не сотрудничать с инфлюенсерами. То есть не рассказывать потенциальной аудитории, где кафе или ресторан находится и что интересного предлагает.
🚩 Второе место в рейтинге ошибок — делать что-то, потому что так делают все. «У всех есть сайт, значит, и мне нужен. У всех есть акция “счастливый час”, я тоже сделаю». Так можно постоянно сливать бюджет на ненужные активности.
🚩 Финальный промах — не удерживать гостей, после того как привлекли первый поток. Система лояльности в том или ином виде должна быть. Не важно, штампики ли это на бумажных купонах, бонусы в мобильном приложении или продвинутая CRM-система. Конечно, бумажные штампики на этом фоне выглядят слабо по одной причине: с ними мы не собираем контакты гостей и не формируем базу. А делать это жизненно важно: по базе мы можем отправлять рассылки или уведомления со скидками, бонусами и напоминалками, лучше узнавать гостей, чтобы возвращать их и превращать в постоянных.
Вот как качественную работу над привлечением и удержанием гостей можно организовать в программе для автоматизации ресторанного бизнеса Saby Presto.
✔ Контакты со всех каналов собираются в одном месте, без длинных анкет и регистрации. В базе — детальный портрет гостя: телефон, адрес для доставки, история заказов. Здесь же — вся история взаимодействия с ним: когда звонили, какую рассылку отправляли, с каким вопросом посетитель обращался в службу поддержки.
✔ Подробная информация о гостях помогает сегментировать базу, чтобы не спамить всем одинаковыми рассылками, а рассылать персональные предложения именинникам месяца или тем, кто пользуется доставкой. Отправлять рассылки можно через любые каналы: пуш-уведомления, СМС, электронная почта, соцсети, РСЯ. Для рассылок есть готовые шаблоны — их можно адаптировать для конкретной ситуации или создать с нуля.
✔ Доступны все популярные механики лояльности: бонусная система любой сложности, фиксированные скидки и многоуровневая накопительная система, реферальная программа, которая усилит сарафанное радио.
Saby Presto — это не только маркетинговые фишки. Это комплексное решение, которое закрывает все вопросы в заведении любого формата: от приема заказов и отправки на кухню в пару кликов до работы с госсистемами и складского учета. При этом на старте не придется переплачивать за ненужный функционал — можно просто докупать необходимые опции с ростом бизнеса и продолжать работать в одной программе.
Узнайте больше о возможностях Presto и получите бесплатный доступ на 14 дней:
Даже мем не многие поймут)
Статья зашла! Мемы — это, конечно, весело, но на самом деле проблемы ресторанов гораздо глубже. Многие не понимают, что успешный ресторан — это не только хорошее меню, но и правильная финансовая модель, умение работать с персоналом и адаптация к меняющимся условиям. Особенно важна аналитика: кто-то просто не считает показатели рентабельности, и вот, ресторан закрывается через год. А вот доставка, если правильно организована, действительно может стать спасением в нынешних реалиях.
Евгений, спасибо за такой ценный комментарий! Подписываемся под каждым словом, без правильной финансовой модели и аналитики ресторану невозможно не то что быть успешным, а даже просто выживать. Цифры — это прям база 💯
Еще замечал, что многие рестораны берут сотрудников без должных навыков. Потом, конечно, это отражается на качестве обслуживания и негативно влияет на репутацию заведения.
Юрий, спасибо за комментарий! Согласны на 100% 😟 Сейчас еще и кадровый голод очень усложняет процесс поиска и найма сотрудников, поэтому персонал — одна из главных болей в ресторанной сфере