«Мой ресторан — мои правила обслуживания!» Но это не точно

Классика жанра в заведениях — объявления в духе «Администрация может отказать в обслуживании без объяснения причин». Встречаются и более творческие: «Обслуживаем только с чистой головой и в трезвом виде». Какие правила обслуживания можно устанавливать в кафе и ресторане, а за какие прилетит штраф, разбираем вместе с юристом на реальных кейсах.

«Мой ресторан — мои правила обслуживания!» Но это не точно

С юридическими тонкостями помог разобраться создатель самого большого правового Telegram-канала для ресторанного бизнеса:

«Мой ресторан — мои правила обслуживания!» Но это не точно

🙅 Заведение не может отказать в обслуживании без объяснения причины, а фейсконтроль вне закона

«Мой ресторан — мои правила обслуживания!» Но это не точно

Когда заведение открывается, оно автоматически заключает публичный договор на оказание услуг общественного питания. Это значит, что ресторан обязан оказать услугу каждому обратившемуся (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Отказать в обслуживании просто так нельзя — должна быть причина, которая указана в правилах заведения и не противоречит законодательству, то есть не ущемляет права гостей и не дискриминирует их. Фейсконтроль, как и беспричинный отказ, вне закона: если охраннику не нравится прическа или внешность и поэтому он не пускает человека — это дискриминация (п. 3 ст. 426 ГК РФ и п. 1 ст. 16 закона «О защите прав потребителей»). За нарушение предусмотрены штрафы: для ИП и руководителей — от 1 000 до 2 000 ₽, для юрлиц — от 10 000 до 20 000 ₽ (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).

Судебный кейс

В екатеринбургский ресторан пришли два молодых человека. Их посадили за столик, принесли меню. Через 15 минут подошел менеджер и сообщил, что по устному указанию управляющего гостям отказано в обслуживании.

Посетителей это не устроило, и они потребовали письменный отказ. Менеджер ушел, а потом вернулся с бумагой, где было написано: «Согласно внутренним правилам ресторана, отказано в обслуживании без объяснения причины». Гости прислали ресторану претензию, пожаловались в Роспотребнадзор, а потом пошли в суд.

Что сказал суд. Признал отказ в обслуживании незаконным и взыскал с ресторана компенсацию — по 2 000 ₽ каждому гостю.

👗 Дресс-код законен, если действует для всех гостей без исключения

«Мой ресторан — мои правила обслуживания!» Но это не точно

Дресс-код — это внешний вид, который определяется концепцией заведения и которого должны придерживаться все гости. Тем, кто не соблюдает дресс-код, ресторан может отказать в обслуживании, если пропишет это во внутренних правилах и разместит их на видном месте. Чаще всего под запрет подпадают спортивные костюмы, купальники, грязная и пачкающаяся одежда.

Законен дресс-код только в том случае, если распространяется на всех гостей, а не на «избранных». Если в брендовом спортивном костюме пускают, а в ноунейме — нет, такой подход нарушает права посетителей.

Судебный кейс

Петербургский ресторан не пустил двух молодых людей в футболках, шортах и кроссовках. Их внешний вид противоречил дресс-коду ресторана: в правилах зафиксировано, что лица в спортивной одежде не допускаются.

Гости пошли в суд. Требовали компенсировать моральный вред (100 000 ₽) и убытки (930 ₽), оштрафовать ресторан на 50% от присужденной суммы и признать недействительным пункт правил о недопустимости приходить в заведение в спортивной одежде.

Что сказал суд. Суд с требованиями истцов не согласился и мотивировал свой отказ так: Заведение вправе устанавливать правила поведения для гостей. Ресторан этим правом воспользовался и запретил вход в спортивной одежде. Требования относятся к одежде, а не к гражданину, применяются не произвольно или избирательно, а распространяются на всех посетителей. Правила направлены на соблюдение п. 3 ст. 17 Конституции РФ: они защищают права и свободы всех посетителей, а не ущемляют конкретного гостя.

Можно ли не пускать пьяного гостя? А запрещать вход со своей едой и напитками? Включать в счет чаевые, вводить доступ в туалет по чеку и делать скидку за оплату наличкой? Эти правила обслуживания разбираем в нашем блоге:

2
1 комментарий