Четыре технологических решения, которые помогают Яндекс Лавке развозить заказы меньше чем за 15 минут

В июне Яндекс Лавке исполнилось три года, и это не единственная важная для неё цифра. Недавно компания Data Insight сравнила российские сервисы быстрой доставки продуктов — и по скорости доставки Лавка оказалась среди них номером один. По данным самой Лавки, доля заказов, которые сервис развозит покупателям меньше чем за 15 минут, достигла 70%. Среднее время доставки покупок из Лавки — 14 минут. При этом средняя скорость курьеров-партнёров, которые развозят заказы на электро и обычных велосипедах, осталась прежней и не превышает 10 км/ч. Чтобы ускорить доставку, необязательно торопить тех, кто помогает развозить товары. Вместо этого можно использовать технологии — например, улучшить алгоритмы, управляющие распределением заказов между теми, кто их доставляет.

Павел Слав, руководитель отдела операций Яндекс Лавки, рассказал о том, какие технологические решения помогают сервису ускорить доставку, а курьерам-партнёрам — развозить больше заказов и увеличить доход.

Четыре технологических решения, которые помогают Яндекс Лавке развозить заказы меньше чем за 15 минут

Улучшенные маршруты доставки

Начну с того, что сервис доставки из дарксторов можно сравнить с живым организмом, который постоянно меняется и развивается. В 2019 году мы запустились в Москве как стартап — делали первые шаги и много экспериментировали. Сервис рос, число заказов на нём тоже, и пришло время улучшать алгоритмы, приложение для курьеров-партнёров, а также маршруты доставки, чтобы сохранять качество сервиса при возросшем количестве покупок.

По историческим данным мы выявили зоны, где время доставки было критически выше планового, и вычислили для них оптимальное время, за которое курьер может доехать на велосипеде до нужного места. Затем мы стали разбираться, что влияет на быстроту доставки в каждой такой зоне. Оказалось, что в некоторых из них были слишком длинные маршруты для велосипедистов. В одних случаях мы перевели такие маршруты на водителей-партнёров Яндекс Go, в других — открыли новые Лавки, благодаря этому разделили зоны доставки на более мелкие и уменьшили веломаршруты в пределах каждой из них.

Так выглядели велозоны «до»
Так выглядели велозоны «до»
А так стали выглядеть велозоны «после»
А так стали выглядеть велозоны «после»

Другой фактор, который влияет на время доставки, — это сложные участки пути. Например, курьерам-партнёрам приходится подниматься и спускаться по лестницам переходов, ездить через мосты и преодолевать с велосипедом многие другие препятствия. Мы начали учитывать всё это и стали строить маршруты так, чтобы на них было как можно меньше подобных сложностей.

Таким образом мы сократили и облегчили сами маршруты для велокурьеров-партнёров — в результате уменьшилось и время доставки.

Мультизаказы - помогают нам справиться с пиковым спросом, а курьерам - заработать еще больше

Курьеры-партнёры доставляют из Лавки как по одному заказу, так и по несколько за раз. Во втором случае доставщик забирает посылки из даркстора и по очереди развозит их клиентам — это называется мультизаказ. Мы доработали алгоритм, распределяющий между курьерами-партнёрами такие покупки, и теперь он делает это лучше. Каждый мультизаказ создаётся так, чтобы расстояние между адресами покупателей было минимальным и чтобы доставщик мог быстро объехать их все на велосипеде. Кстати, здесь тоже положительную роль играет оптимизация маршрутов, про которую я рассказал выше: чем короче маршруты, тем проще планировать мультизаказы.

На первый взгляд может показаться, что если развозить несколько заказов за раз, то это увеличивает время доставки. На деле не так: мультизаказы позволяют нам удерживать среднее время в пределах нормы, в том числе во время пикового спроса, и в тех дарксторах, где постоянно большое количество заказов.

Мультизаказ обычно состоит из двух отдельных покупок, иногда трёх. Но не все заказы на сервисе получают приставку мульти-. Например, на сервисе есть ограничения по весу и габаритам: тяжёлые и большие посылки, которые не помещаются в сумку, не попадают в мультизаказ и автоматически переводятся на водителей-партнёров Яндекс Go. Они помогают Лавке не только с развозом увесистых покупок, но и с доставкой ночью. В будущем мы начнём собирать мультизаказы и для водителей-партнёров Яндекс Go.

Маршрут курьера с мультизаказом
Маршрут курьера с мультизаказом

Улучшенное распределение мультизаказов позволяет курьерам-партнёрам развозить больше покупок, а значит, увеличить заработок: каждую доставку в мультизаказе Лавка оплачивает отдельно. Больше того, сами курьеры-партнёры говорят нам, что им удобнее за одну поездку доставить заказы по двум адресам, которые находятся недалеко друг от друга, — а не отвезти сначала одну посылку, потом вернуться в даркстор за другой и доставить её. Кстати, мультизаказов становится в Лавке всё больше: за последние четыре месяца мы увеличили их долю в два раза.

Сурж, или как регулировать спрос, чтобы все были довольны

Прежде всего поясню, что такое сурж (англ. surge pricing - динамическое ценообразование). Это алгоритм, который регулирует баланс спроса и предложения. Он включается, когда заказов становится слишком много, — и если их станет ещё больше, то время доставки увеличится и сервис может не справиться с наплывом. Для того, чтобы этого не случилось и существует сурж. Когда он начинает работать, повышающий коэффициент устанавливается на сумму корзины и стоимость доставки - и они увеличиваются.

Сурж позволяет Лавке набирать оптимальное число заказов — без тех, которые сервис не смог бы выполнить. При этом пользователи, которым важно получить заказ именно сейчас, могут его оформить — и время доставки существенно не увеличится.

Мы улучшили алгоритм, который включает и выключает сурж. Теперь он учитывает больше аналитических данных, а также точнее определяет, как быстро курьер сможет забрать заказ и через сколько привезет его клиенту. Если расчетное время превышает целевой показатель — включается сурж.

Кстати, мультизаказы пригодились и тут. Они позволяют нам развозить заказы в среднем до 15 минут, и при таком показателе сурж включается реже.

Умный график доставок для курьеров-партнёров

Чтобы сократить время доставки, можно не только улучшить веломаршруты и распределение заказов, но и тщательно спланировать график слотов. Слот — это промежуток времени, который курьер-партнёр сам выбирает себе для доставок в конкретный день.

Четыре технологических решения, которые помогают Яндекс Лавке развозить заказы меньше чем за 15 минут

Мы доработали алгоритм, распределяющий слоты в каждой Лавке. Он прогнозирует число заказов для каждого даркстора и подсчитывает, сколько курьеров-партнёров понадобится, чтобы все эти покупки были доставлены вовремя. Теперь алгоритм планирует слоты за неделю.

Это помогает нам привлекать к доставке оптимальное количество курьеров, чтобы заказов хватало на всех, и чтобы при этом они не были перегружены. Например, мы знаем, что в выходные или вечером в будни обычно бывает много заказов, поэтому для таких периодов закладываем больше плановых слотов. И помогает нам алгоритм: он рассчитывает прогнозируемое число заказов и количество часов, которое понадобится курьерам, чтобы развезти все эти покупки с известной средней скоростью, — и заранее подбирает нужное количество слотов.

Технологии, которые помогают другим сервисам Яндекса

Наши технологические решения приносят пользу не только пользователям Лавки. Она — часть большой логистической инфраструктуры Яндекса, и её возможности доступны другим нашим сервисам — например, Маркету. У этого сервиса есть доставка товаров по клику.

Четыре технологических решения, которые помогают Яндекс Лавке развозить заказы меньше чем за 15 минут

Эта услуга работает следующим образом: покупатель делает заказ на маркетплейсе, выбирает дату доставки. Затем в назначенный день заказ приезжает в даркстор Лавки, после этого покупатель в удобный момент вызывает нашего курьера-партнёра через сайт или приложение Маркета, и тот привозит покупку в срок от 10 минут. При выборе доставки по клику к покупке на маркетплейсе можно добавить продукты из Лавки — и всё приедет одним заказом.

При выборе доставки по клику к покупке на маркетплейсе можно добавить продукты из Лавки — и всё приедет одним заказом. Такое взаимодействие двух сервисов приносит пользу каждому из них: у Лавки появляются новые клиенты, а Маркет может предложить покупателям больше способов доставки.

И возможность получить товары по клику становится всё популярнее на маркетплейсе: в июле этого года число заказов, которые покупатели оформили на Маркете с такой доставкой, выросло в два раза по сравнению с июлем прошлого года.

3333
30 комментариев

Заказы всегда получала быстро и без проблем) но со скоростью доставки самоката не сравнится ни один сервис для меня. Посудомойку загружаю дольше

10
Ответить

вот с этим согласен, они самые быстрые в плане доставки

1
Ответить
Комментарий удалён модератором
Комментарий удалён модератором

считаю подход правильным, а опыт и практику планирования и улучшения логистики надо развивать и распространять дальше

2
Ответить

Зашёл прочитать про технологические решения, а оказалось что просто открыли больше складов..

Очень технологично.

2
Ответить

Больше всего угораю , когда заказываю с Маркета, приезжает курьер из Лавки, неговорящий по русски) сразу складывается хорошее впечатление о компании)
Вообще доставку Маркету ненавижу, вроде удобно, а по факту гавно, причин масса, никому неинтересно читать все равно)

2
Ответить