Как получить 700+ идей роста бизнеса за 1 день?
Клиенты приходят к нам на стратегические сессии с разными запросами: «Растем медленнее рынка», «Упускаем хорошие возможности», «Конкуренты обходят нас»..., но цель всегда одна: найти точки роста и превратить их в конкретные действия. В этой статье рассказываем, как стратегическая сессия помогает находить новые возможности, почему сотрудники занижают цели — и как заставить их мыслить амбициознее, как сделать квантовый скачок в развитии компании и почему нельзя начинать с постановки целей.
Содержание:
1. Чего ждать от стратегической сессии? Результаты наших Клиентов
За время работы мы успешно реализовали более 250 стратегических проектов. И хотя запросы наших Клиентов всегда разные, их цель сводится к одному — найти решение и воплотить его в жизнь. Условно, вам не нужно Видение, вам нужно решение своей конкретной проблемы с помощью формулировки Видения.
Например:
- Проблема: Бизнес перестал расти. Нет идей для развития. Слишком много задач и нет фокуса на главном. Непонятно, как достичь поставленных целей.
Целевой результат: Выявить точки роста, расставить приоритеты и составить четкий план действий. - Проблема: Нет четко слаженной команды. У ТОПов разные стратегии и цели, каждый работает сам по себе. Постоянно возникают споры, снижается мотивация, результатов нет.
Целевой результат: Сформулировать общую цель для всех сотрудников и выработать стратегию, которая их сплотит. Создать ясное видение будущего. - Проблема: Конкуренция растет, компания теряет прибыль и рискует потерять свои позиции на рынке.
Целевой результат: Пересмотреть бизнес-модель и адаптировать к новым условиям рынка.
Успех стратегической сессии зависит от точно сформулированного целевого результата. Но не всегда он очевиден — часто требуется сочетание нескольких целей. Чтобы помочь вам разобраться, чего ждать, мы собрали 27 возможных целевых результатов стратегической сессии. Этот список даст вам насмотренность и поможет определить, какие решения и эффекты можно получить в вашем случае.
На сессиях мы ставим перед собой амбициозную цель: не просто решить текущие проблемы, но и создать условия для долгосрочного роста. И практика показывает, что достижение одной цели часто влечет за собой другие положительные эффекты. Вот несколько недавних кейсов:
- У нас был интересный случай, когда после сессии у команды собралось столько хороших идей, что они сами предложили повысить цели роста. Изначально собственник запланировал рост на 30%, но сотрудники подняли ставки до 40%. Это случается настолько редко, что можно назвать даже аномалией. Обычно команда занижает цели. Это объясняется тем, что от их выполнения или невыполнения зависит бонус сотрудников.
- В одном из проектов мы обнаружили, что функции между сотрудниками дублируются, а руководитель перегружен операционкой. Мы решили эту проблему с помощью матрицы компетенций. Это позволило оптимизировать рабочие процессы и рационально распределить задачи между сотрудниками, а вместе с тем и повысить эффективность команды.
В результате другого нашего стратегического проекта заказчик получил целый банк идей — более 100 вариантов новых продуктов. Чтобы этого добиться, мы провели тщательное исследование и проанализировали 300 страниц интервью с клиентами, но результат того стоил — команда заказчика еще 2 года работала с этим списком.
Результат хорошо организованной стратегической сессии — это внушительный список идей. Он станет надежным фундаментом для долгосрочного развития вашего бизнеса. В среднем, каждая команда предлагает около 100-150 прорывных идей за день. Представьте: пять таких команд – это 750 ценных идей. Такой масштаб открывает невероятные возможности для развития компании.
2. Итоги стратегической сессии: артефакты, которые меняют будущее компании
Суть стратегической сессии — найти ответы на самые важные вопросы бизнеса и превратить их в конкретные действия. Упрощенно, структура сессии выглядит так:
Нас интересует конечный результат стратегической сессии — артефакты. Это могут быть как физические, так и электронные документы, которые содержат конкретные решения и шаги для их реализации.
В наших проектах такими артефактами являются Программный документ и Action-план, которые служат основой для дальнейшей работы.
a. Программный документ
Все решения и результаты стратегической сессии мы собираем в Программный документ. Это нужно для того, чтобы исключить возможные недопонимания среди участников. Каждый из них уходит с сессии со своими представлениями о том, что было решено. Программный документ помогает объединить и зафиксировать эти взгляды. В нем мы указываем стратегическое видение, ключевые цели, проекты и решения, которые позволят нам достичь этих целей.
- Стратегическое видение: куда мы идем?
Стратегическое видение — это основа для долгосрочного развития бизнеса. Изменения редко происходят мгновенно. Обычно они развиваются по S-образной кривой. Если выбрать правильное направление и последовательно двигаться к цели, то результат превзойдет все ожидания.
Рынок полон компаний, которые выбирают краткосрочные решения. Но настоящие прорывы совершаются теми, кто готов играть в долгую. Такие проекты позволяют выделиться из толпы и занять лидирующие позиции на рынке. Именно поэтому так важно думать на несколько лет вперед.
Стратегическое видение — это инвестиция в будущее. Это не просто план на ближайшие годы, а создание прочной основы для устойчивого развития. Видение формирует большую идею, которая может существенно изменить положение компании в ближайшие 3-5 лет. Оно отвечает на важные вопросы: кем мы хотим стать? Какое место занимать на рынке? Какую ценность предложим нашим клиентам через 5-10 лет?
Пример: У ресторатора есть отличная концепция, которая привлекает миллениалов. Он создал уникальную атмосферу, подобрал меню и ценовую политику, которые идеально подходят для этой аудитории. Ресторан переполнен, но доходы не такие высокие, как хотелось бы. Идея рабочая, но вот вопрос: как на ней зарабатывать больше? Ответ — стратегическое видение: создать франшизу и продать концепцию по другим городам. Таким образом, каждый город получит свою точку, которая будет привлекать миллениалов. Это долгосрочный проект, который нельзя реализовать за год, на всё потребуется 3-5 лет. В первое время прибыли будет мало, но если всё сделать правильно, то на третий год бизнес начнет расти с невероятной скоростью.
Видение — это прорыв, который выводит компанию на новый уровень. Это настоящая революция, которая затрагивает все аспекты бизнеса: от взаимодействия с клиентами до внутренних процессов.
Пример видения: Создать максимально эффективную организацию, где люди сосредоточены на творческих задачах и стратегическом развитии. Переложить 60% рутинных задач на искусственный интеллект и стать самой прогрессивной компанией в отрасли.
- Стратегические цели, стратегическое ядро и стратегические проекты
Стратегические цели определяют, куда вы стремитесь (конечную точку B), и как будете измерять результаты (ключевые показатели эффективности KPI). Четко сформулированные цели (обязательно и качественные, и количественные) помогают всем отделам работать слаженно и направляют усилия каждого сотрудника на достижение общей цели.
Стратегическое ядро — сердце любой стратегии. Это совокупность основных инициатив, задач и проектов, которые помогают компании сосредоточиться на главном и достичь своих целей.
Стратегические проекты — это целая система взаимосвязанных действий, которые направлены на достижение конкретной стратегической цели компании. Это конкретные шаги, которые в совокупности складываются в дорожную карту. Такая карта неизменно ведет к успеху.
Вас может заинтересовать:
Каждая новая идея, рожденная на стратегической сессии, — это своего рода "зародыш" будущих проектов. Мы называем их стратегическими альтернативами. Задача нашей команды — создать благоприятные условия для роста и развития этих идей, превращая их в реальные проекты.
Рассмотрим на примере:
Начнем с идеи — «Открыть новый офис в другом городе». Это будет проект, который подразумевает выполнение ряда задач: выбор места, аренда помещения, подбор сотрудников и т. д.
Эту идею можно превратить в цель: «Открыть офис в городе X до 1 июня, получить прибыль 500 тыс. рублей за первый квартал».
Теперь эту идею можно усилить. Тогда она вырастет до стратегического ядра: «Открыть офис в городе X, собрать команду из 10 сотрудников, запустить продажу новых услуг и получить прибыль 500 тыс. рублей за первый квартал работы». Это уже не просто открытие офиса, а целый комплекс задач и проектов, который включает формирование команды, привлечение клиентов и управление финансами.
Цель: «Обеспечить прибыльность нового офиса в течение 3 месяцев с момента его открытия»
Если компания ставит себе амбициозную цель, например, «Стать лидером по предоставлению услуг в регионе X и расширить сеть офисов на 5 городов в течение 3 лет», то это видение.
Цель: «Занять 50% рынка в регионе X, путем открытия новых офисов и внедрения уникальных продуктов и сервисов».
b. Action-план (дорожная карта)
Мы визуализируем все наши задачи и проекты в виде диаграммы Ганта — это наш Action-план. В графике мы также указываем ответственного за выполнение, назначаем дедлайн и расставляем приоритеты. В такой «дорожной карте» задачи визуально связаны между собой в цепочки. Это позволяет выявлять критические пути и следить за выполнением проекта.
Хотите добиваться прорывных результатов? Мы разработали простой и эффективный инструмент для постановки и достижения целей — методологию OKR. Она поможет оптимизировать рабочие процессы, повысить эффективность и сделать процесс планирования и выполнения задач более структурированным и управляемым.
3. От запроса до результата: кейс нашего Клиента
Однажды мы работали с сетью розничных магазинов. Вот как строилась наша работа:
- Запрос: Разработать стратегию для развития сети розничных магазинов.
- Комплексное исследование: Мы начали с глубокого изучения бизнеса клиента. Пообщались с владельцем и ключевыми сотрудниками компании, чтобы выявить их ожидания и потребности. Тщательно изучили рынок, конкурентов и особенности продукта.
Поиск корневой проблемы: У клиента было 55 магазинов. А главная проблема заключалась в том, что каждый из них был уникальным. Разнообразие форматов создавало хаос и препятствовало масштабированию бизнеса. Невозможно было создать универсальную стратегию для всех магазинов. Каждый требовал индивидуального подхода. Продуктовые и ценовые политики, акции, — все это нужно было адаптировать для каждого магазина отдельно. Такой подход был не только очень трудоемким и дорогостоящим, но и разрушительным. Если масштабировать этот хаос, затраты на управление будут расти в геометрической прогрессии, что неминуемо приведет к банкротству.
Так родился главный стратегический вопрос: «Какой формат магазина позволит эффективно масштабировать бизнес и достичь устойчивого роста?»
Анализ рынка и конкурентов: Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили различные форматы магазинов. Мы исследовали четыре рынка (Россию, Украину, Беларусь и Польшу), чтобы выявить работающие финансовые модели в каждой из стран. Затем мы сравнили их и выбрали наиболее подходящую модель, которая соответствовала нашему текущему ассортименту, географическому расположению и целевой аудитории. В результате мы сформировали несколько вариантов развития, каждый из которых представлял собой уникальный формат магазина, учитывающий такие параметры, как ассортимент, площадь, ценовая политика и местоположение.
Мозговой штурм: На стратегической сессии, мы с командой клиента изучили полученные данные. Анализ рынка позволил нам составит широкий список идей и решений, которые можно использовать для развития сети магазинов.
Стратегический выбор: Идей получилось много. Перед нами встала задача выбрать самый прибыльный формат магазина из множества вариантов. Ключевым критерием стал финансовый анализ. Мы проанализировали трафик, средний чек, доходность и затраты, а затем на основе этих показателей выбрали наиболее прибыльный и жизнеспособный вариант.
Закрепление стратегии: Мы создали единый стандарт и адаптировали его под все магазины сети. В результате получился идеальный конкурентоспособный формат, который полностью соответствует стандартам отрасли. Чтобы добиться лучших результатов, мы привлекли экспертов с богатым опытом в управлении розничными сетями. Они передали свои знания команде и помогли составить подробный план действий для реализации стратегии. Все данные и результаты, полученные в процессе стратегической сессии, мы собрали в Программный документ и Action-план.
Результат: По итогам сессии мы получили четкий целевой формат развития сети, благодаря которому компания наконец начала расти и развиваться: открывать новые магазины и докупать небольшие сети для расширения.
Этот кейс подтверждает, что с правильной стратегией и детальной проработкой можно добиться реальных результатов и устойчивого роста бизнеса.
Мы в стратегическом консалтинге уже 17 лет. Мы знаем, что рост компании — это не про общие советы из книжек и шаблонные планы. Это про вас: про вашу команду, рынок, амбиции и уникальные задачи. Именно поэтому мы погружаемся в ваш бизнес так глубоко, как будто он наш собственный. Вместе мы разберёмся, что мешает вам расти, и найдём решения, которые действительно работают. Потому что ваш успех — это наш главный результат.
Стратегическая сессия — это возможность посидеть в кабине пилота и безопасно пощелкать на все тумблеры
Если вы хотите заказать проведение стратегической сессии — свяжитесь с нами
Мы уточним целевые результаты, подготовим предложение. Наш опыт разработки стратегий в 60+ различных секторах и отраслях позволит разработать оптимальное решение под ваши цели и задачи.