Какие подходы к управлению выбирают проджекты и влияет ли это на производительность: отчёт PMI
Спойлер: не очень. Куда важнее инвестиции в развитие самих проджектов.
Летом 2023 года Институт управления проектами (PMI) провёл ежегодный опрос об изменениях в сфере управления проектами. В нём участвовало 2588 проджектов. Респондентов выбрали со всего мира: от Европы до Южной Азии.
На этот раз команда PMI уделила особое внимание тому, как изменились подходы в проджект-менеджменте и какое влияние эти трансформации оказали на эффективность проектов.
Мы, команда онлайн-школы PMCLUB, кратко пересказали самое важное.
Предиктивный, гибкий и гибридный подходы — что выбирают
Самым распространённым подходом к работе среди опрошенных проджектов остаётся предиктивный, но его популярность хоть и не стремительно, но проседает.
Вот что выбрали респонденты в 2023 году:
- Предиктивный — 43,9%.
- Гибридный — 31,5%.
- Agile — 24,6%.
Популярность гибридного подхода стабильно растёт: с 20% в 2020 году до 31,5% в 2023-м. А вот динамика гибкого нестабильна.
Если интерес к предиктивности постепенно угасает, а к гибридности растёт, то в случае с гибким подходом ситуация другая: на протяжении трёх лет «всегда или часто» его использовало всё больше человек, а в 2023-м — на 2,4% меньше год к году.
Как показал опрос, гибкие подходы можно применить к большей части задач:
- 61% использует их при управлении рабочими процессами и командой.
- 59% — при общении с коллегами и бенефициарами бизнеса.
- 58-59% — при планировании.
- 53% — при отчётности.
- 51% — при управлении рисками и качеством.
При этом в рамках гибридных практик гибкие подходы преобладают над предиктивными только в 15% случаев. 38% респондентов рассказали, что чаще всего они составляют всё-таки меньшую долю в рамках проекта.
В одной из опрошенных PMI компаний, например, предиктивные модели используют, чтобы планировать сроки, распределять ресурсы, прогнозировать затраты. А с помощью адаптивных подходов решают скорее незапланированные вызовы.
Разбивка по сферам
Что касается предпочтений к подходам в отдельных сферах, то в финансовой преобладает гибкий подход, в строительстве — предиктивный. В ИТ и здравоохранении — гибридный.
При этом статистически значимой зависимости между эффективностью проекта и выбранным подходом нет. Одинаково хорошо могут показывать себя как те компании, что тяготеют к Waterfall, так и те, кому ближе итерационные методологии вроде P3.express и Scrum.
Проекты становятся всё сложнее и разностороннее, а бизнес-среда — всё более волатильной. Проджекты понимают, что без адаптивности никуда.
Поэтому более 70% респондентов ожидают, что в следующие пять лет компании будут всё чаще обращаться к гибким и гибридным подходам.
Популярность предиктивного подхода, в свою очередь, упадёт — так думают 34%.
Удалённо или в офисе: как работают проджекты
39% опрошенных PMI проджектов трудятся в офисе — против 11% в «пандемийном» 2021 году. В основном это менеджеры из строительной, производственной и энергетической отраслей (63%, 51% и 41%).
Больше всего из дома работают проджекты в финансовой сфере (64%), в телекоме (51%) и в ИТ (48%).
У проджектов и руководителей расходятся мнения по эффективности удалённой работы. 35% лидов считают, что производительность сотрудника на удалёнке падает (среди проджектов так считает лишь 23%). Возможно, это симптом «паранойи продуктивности»: когда начальству кажется, что если подчинённый не сидит перед его глазами в офисе, значит, наверняка не работает.
Инвестиции в обучение проджектов — мастхэв
Ключом к успеху могут стать инвестиции в развитие сотрудников и команд. Старшие руководители отметили: рабочая среда меняется, поэтому и специалистам требуются новые навыки, чтобы адаптироваться:
- 64% команд опрошенных лидов нужны новые прикладные навыки (анализ данных, применение гибких подходов в управлении проектами).
- 61% требуются софт-скиллы (общение внутри команды, лидерство).
- 54% не помешала бы деловая хватка (понимание того, как строится бизнес в конкретной компании и как устроена индустрия).
По данным опроса PMI, программы наставничества или профессиональные сообщества есть менее чем у половины компаний. А в 9% случаев сотрудникам в принципе не предлагают никаких инструментов для развития.
Также PMI подсчитал, что компании, в которых нет никаких полезных «плюшек», чаще теряют контроль над проектами и несут убытки. А бизнес, который предлагает проджектам как минимум три инициативы (например, менторство, коучинг, профессиональные сообщества и каналы), более устойчив.
Это ещё раз подчёркивает важность корпоративного обучения.
Поэтому если вы хотите развивать своих сотрудников — приходите в онлайн-школу PMCLUB. Мы обучаем проджектов и продактов крупнейших российских компаний — Avito, Ozon, «Спортмастера» и других.