Этапы успешного консалтингового проекта: от осознания проблемы до оценки результатов
На эти и многие другие вопросы отвечает Цымбал Андрей, директор по консалтингу МИТ Менеджмент.
Этап 1. Осознание проблемы клиентом.
На рынке существуют два основных подхода к взаимодействию консультанта и заказчика.
Первый подход заключается в том, что сама компания осознает проблему и находится в поиске решения. Это идеальный расклад для консалтинговой компании, так как ей необходимо только соответствовать тем запросам, которые озвучивает компания-заказчик.
Естественно, конкуренцию никто не отменял, но в данном случае уже сформулирована проблема. И, конечно, решить такую проблему легче на старте.
Второй случай – это когда компания неявно осознает, нужен ли ей консалтинг, а только прощупывает проблемы, которые у нее возникли. В данном случае консультант выясняет и формулирует проблему заказчика вместе с ним.
Оба подхода распространены, и главное в них —осознание проблемы заказчиком.
Этап 2. Знакомство и заключение договора.
Ключевой этап начинается со знакомства заказчика с консалтинговой компанией после определения проблемы. Далее происходит знакомство между участниками проекта, что может занимать некоторое время в крупных проектах. Для средних и малых проектов этот этап обычно занимает не более нескольких недель.
На данном этапе происходит знакомство с ключевыми участниками проекта, включая топ-менеджмент компании и исполнителей. Консультант должен принимать во внимание потенциальные риски проекта, так как возможно появление противодействия со стороны некоторых стейкхолдеров. Далее составляется техническое задание, которое прикрепляется к договору.
Этап 3. Сбор и анализ данных, уточнение и выявление проблемы.
На этом этапе проводится диагностика с помощью интервью, опросов и коуч-сессий для более детального понимания проблемы. Консультанты углубляются в компанию, изучая ее функционирование и выявляя сильные и слабые стороны.
Этап 4. Составление плана решения проблемы.
После анализа проблемы, изучения работы организации и выявления рисков консультанты помогают разработать план решения. Они предлагают различные варианты решения задач, но окончательное решение принимает компания. Консультант несет ответственность за предоставленную аналитику и информацию, но итоговое решение все равно остается за компанией. Если компания решает внедрить предложенные изменения, начинается следующий этап.
Этап 5. Реализации проекта.
На этом этапе переходим непосредственно к реализации проекта с точки зрения технического задания. Создаётся команда проекта, контроль осуществляется с помощью диаграммы Ганта. При этом в ходе выполнения работы возникают вопросы, которые требуется решать дополнительно, и консультанты должны быть готовы к их профессиональному решению.
Этап 6. Оценка результатов.
В консалтинговых проектах оценка результатов может быть проведена сразу или отложена на более поздний срок в зависимости от характера проекта. Важно определить метрики для отчетности перед заказчиком. Завершается проект подписанием актов и окончательным расчетом с консалтинговой компанией.
А вы пользовались услугами консалтинговых компаний?