От нефтяного вуза до выступления на «Инфостарте»: Валентина Петрова о карьерном пути 1С-ника
История о том, как стартовала карьера аналитика 1С в нулевых: работа за полторы тысячи рублей в месяц, руководство проектной группой, выгорание и начало новой главы после переезда из Москвы. А также поворотные этапы в работе до настоящего времени.
В 2023 году я выступала на конференции «Инфостарта» с докладом «Подальше положишь — поближе возьмёшь или когда стоит выделять ЗУП в отдельный контур». Это был классный опыт, который приятно вспомнить, и важная точка на пути профессионального развития.
Так почему бы не рассказать сообществу, как я дошла до жизни такой? Рассказываю
Из нефтяного института в 1С
Я росла в маленьком нефтяном городке. С детства возилась с младшими двоюродными братьями и сестрами — получалось настолько хорошо, что родители пророчили мне карьеру педагога.
Вместо этого в 11 классе я сделала финт ушами и поступила в нефтяной вуз на специальность «Автоматизация производственных процессов и производств».
За два года до этого я познакомилась с компьютерами. Тогда у них не было ни операционных систем, ни мышек, зато наш школьный педагог классно объяснял программирование.
Мы изучали базовые вещи: логику, условия, циклы, Basic, Fortran и решали простейшие задачки по информатике. Все это настолько увлекало, что я решила пойти в программирование.
Вот только нефтяном вузе не учили программистов, а других государственных институтов рядом не было. Единственная отдаленно похожая специальность касалась автоматизации оборудования для нефтяных качалок.
Там использовались низкоуровневые языки для контроллеров — туда и пошла учиться.
После вуза меня пригласили работать в холдинговую компанию программистом 1С. Что такое 1С, дебет и кредит, я знать не знала. Но в компании была практика брать молодых специалистов.
Поэтому за полторы тысячи рублей в месяц я стала программистом «на вырост»
Хорошо, что жила с родителями и не нужно было оплачивать жилье, — даже в 2003 году это были мизерные деньги.
Так я очутилась в мире 1С.
«Что такое „крыжить“»?
Меня закрепили за чулочно-носочной фабрикой, которую я должна была автоматизировать. Мне показали, как открывать конфигуратор, и посадили в бухгалтерию. Я слушала разговоры взрослых тетушек о внуках, цветах и дачах и наблюдала за их работой.
Помню свое удивление, когда мне поставили первую задачу и главбух говорит: «Надо 43-й счет открыжить». Я такая: «„43-й“и „счет« — знакомые слова. Но что такое „крыжить»? Пошли спецтермины».
К счастью, главбух не жалела времени на объяснения. От нее я узнала фундаментальные вещи: методологию, план счетов, принцип двойной записи.
Первым проектом, в котором я участвовала, был переход с «Паруса» на «Зарплату и Кадры 7.7»
Я ходила по фабрике, смотрела, как работают цеха, как выглядит производство вживую, что происходит на складе готовой продукции, как движется товар, с чем работает бухгалтерия. Это помогло предметно разобраться в том, что мы автоматизировали.
Когда вышла 8.0, мы с предвкушением читали о новом функционале, и я жаждала им заняться.
Но руководство отказало:
Еще года два точно даже не мечтай о „восьмерке“. Мы не будем обновляться.
Тогда я уволилась и решила переезжать в Москву.
«Приехала в Москву делать мир лучше»
В Москве я устроилась во франчайзи. В плане развития год во франче идет за три. Клиенты были самые разные, с разными конфигурациями и типами учета.
Ездить нужно было вживую: удаленной работы в те годы в принципе не существовало
Разбираться тоже приходилось во всем, потому что не знаешь, куда поедешь завтра, что предстоит обновлять и на какие вопросы отвечать. Это мотивировало учиться.
Я созванивалась с заказчиками накануне, уточняла запросы, конспектировала, а потом до ночи разбиралась в новых словах.
Если я не знала, что такое амортизация основных средств и лизинг, то выясняла и с утра рассказывала клиенту, как в 1С оформить лизинг и начислить амортизацию. Благодаря такому ритму уровень знаний вырос в разы.
Первые годы я и программировала, и занималась учетом, и общалась с заказчиками. Я была такой идеалистической девушкой-максималисткой, приехавшей в Москву делать мир лучше.
Клиенты, конечно, за это любили, ценили и часто просили приехать именно меня. Но за два года я устала так работать.
К тому времени я параллельно сделала несколько внедрений по зарплате. Руководство меня заметило и предложило возглавить проектную группу, которая занималась автоматизацией зарплатного блока для госсектора. Так у меня появился свой отдел.
Было довольно сложно: много сотрудников, клиентов, задач, работа допоздна. В общем, я сильно выгорела.
После этого я перешла на похожую должность в другой франчайзи. Там уже не нужно было распыляться на всех сразу. Заказчиков и подчиненных стало меньше. Но постепенно я поняла, что устала от руководящей работы. Тогда же я решила заканчивать с госсектором и начала строить горизонтальную карьеру как эксперт.
Мне всегда нравилось заниматься консалтингом: договариваться с клиентами, выявлять потребности, продумывать методологию, презентовать решения
В третий франчайзи я ушла ведущим аналитиком на проект для крупной строительной компании.
Так прошли мои 10 лет жизни в Москве. И я перестала быть наивной.
Разочарование, текучка и бегство от людей
Я всегда считала, что люди добрые и отзывчивые, а мир вокруг можно сделать лучше. И до сих пор в это верю. Но эти принципы не уберегли меня от разочарования.
Когда я была руководителем во франчайзи, мы брали студентов на «волчью работу», где нужно было бегать.
Я вкладывалась в сотрудников. Учила, давала максимум знаний, а они через полгода уходили. Это был какой-то бесконечный конвейер. Я хорошо выращивала специалистов, но не могла удерживать их.
Тяжелее всего было, когда сотрудники уводили за собой клиентов, с которыми я их и научила работать.
Это напрягало, мне казалось, так нехорошо поступать. Хотя сейчас я проще отношусь к тому, что другие люди не разделяют мои взгляды.
В Москве нет понятия личного времени.
Если клиенту надо завтра утром сдать какой-то отчет, то выезжать к нему придется ночью.
В какой-то момент я поняла, что стремлюсь к одиночеству. Я не высыпалась и быстро раздражалась. Мои отпуска проходили в максимальном уединении. Было желание отдохнуть без людей, забраться повыше и уйти подальше куда-нибудь в горы, где нет контактов.
Тогда я почувствовала, что устала от Москвы с ее вечной суетой.
«Захотела более спокойной жизни»
Москва — это всегда работа, а я поняла, что хочу более спокойной жизни. Я неплохо зарабатывала, была классным специалистом и решила перебраться поближе к родителям. Только не возвращаться в свой маленький городок, а найти что-то более-менее крупное неподалеку. Выбор пал на Казань.
Забегая вперед, скажу, что жить в Казани стало намного комфортнее. Крупный город со своей движухой, но час на машине — и ты уже в Марий-Эл где-нибудь на озере ставишь палатку и отдыхаешь. К родителям, опять же, приезжаешь, в баньке моешься. При этом цивилизация рядом.
Казанские цены на квартиры выгодно отличались от московских, так что покупку жилья я потянула. Оставалось решить вопрос с трудоустройством.
Когда на работе я сказала, что переезжаю, руководитель предложил оформиться переводом в казанский филиал. Я прошла собеседование и меня взяли.
Но что касается денег… Конечно, я ожидала, что казанские зарплаты — это совсем не московские, но не настолько же.
В компании была система категорий, от которых зависела зарплата. Мне предложили самый нижний, первый уровень, а подходящие деньги были только на третьем.
Во время испытательного срока я поднялась до второй категории, а для перехода еще выше нужно было выполнить проект. Однако подходящих проектов не предвиделось.
Долго ждать я не могла, поэтому открыла HeadHunter и начала искать работу.
Работа в казанской ИТ-компании
Я перечитала сохраненную в избранном вакансию аналитика. Меня привлекло экологичное описание работы с демократичным подходом. Правда, вакансия уже была в архиве, но я зашла на сайт компании и отправила на email письмо с резюме.
Думала, что устраиваюсь в филиал московского франча, а это оказалась местная ИТ-компания. Они не искали специалистов, но мое резюме понравилось и меня пригласили на собеседование.
В итоге мы часа три проговорили за жизнь и меня взяли даже без открытой вакансии.
Это был 2015 год и в компании только зарождалось направление разработки и сопровождения 1С. Потом, через несколько лет, направление выросло и превратилось в отдельную компанию «Имплекс», а тогда я стала вторым или третьим сотрудником в новом отделе.
«Работала удаленно, когда это еще не было мейнстримом»
Работать стало очень спокойно и комфортно.
Я приезжала в офис к 8:00 и уходила домой в 17:00, а некоторые коллеги даже не приезжали — там я впервые увидела удаленный формат. Постепенно я сама начала работать из любой точки мира.
Я вела проекты из Грузии, Крыма и Турции — в те годы это еще не было мейнстримом. Мы спокойно делали удаленные проекты с интересными разработками и никто слова не говорил про офис.
Помню, как в 2019 году отправилась в Турцию на международный забег через Босфор. Приехала за месяц, жила в Анталии, сходила на Ликийскую тропу.
С собой был ноутбук, мышка, блокнот, спальник и палатка
Оттуда переехала в Грузию и пожила в Тбилиси.
Потом — в Армению на недельку и уже после этого вернулась домой. Отсутствовала два с половиной месяца.
Вообще я куда-то выбираюсь раза 4 за год. Например, сейчас я в Сочи. Гуляю, хожу на море, провожаю закаты. Намного приятнее, чем –20°C, когда уезжала из Казани.
«Вы не не обязаны сидеть в рамках своих должностей»
В силу характера я не могла просто сидеть и отвечать на вопросы клиентов. Постепенно начала вести удаленные проекты и организовывать людей.
- подтягивала коллег даже из других отделов;
- ходила к руководителям, спрашивала: «Нужны специалисты, работы сложные. Есть люди?»;
- продумывала план, составляла график;
и все это происходило как-то негласно.
Мне понравилась эта открытость, когда можно заниматься, чем нравится, и брать на себя дополнительные роли.
Руководители прямо говорили:
Сотрудники не обязаны сидеть в рамках своих должностей.
Я видела, как меняются люди вокруг. Руководитель отдела вырос в совладельца компании. Разработчик вдруг начал выпускать контент на YouTube для 1С-ников. Я и сама стала проводить обучающие вебинары.
Все это сильно контрастировало с десятилетием жизни в Москве.
Работая во франчайзи, я была всегда в напряжении. Над душой висели планы, выработка, акты. Отстаиваешь часы перед клиентами, защищаешь своих сотрудников, постоянно борешься.
Здесь же меня ничто не напрягало. Зарплата не зависела от выработки, а отношения с клиентами изначально были партнерскими.
«Ошибаться нормально. Ругать никто не будет»
Однажды произошел показательный случай.
Я нервничала, что могу допустить ошибку в автоматизации зарплаты, и это повлечет за собой серьезные проблемы для заказчика. Клиент может получить штрафы за неверные расчеты зарплаты и налогов. А у его сотрудников может быть что-то важное завязано на деньги, например, ипотека или другие расходы.
И если я что-то сделаю не так, все посыпется. Такие вещи я воспринимаю довольно остро.
В какой-то момент ко мне подходит руководитель и говорит:
Валя, ошибаться нормально. Ты можешь ошибаться. Никто за это ругать не будет.
Я сразу вспомнила работу во франчайзи в Москве, когда за каждую ошибку проводили жесткую воспитательную беседу.
Когда тебе разрешают ошибаться, перестаешь напрягаться и чувствуешь себя под защитой. Это приносит моральное удовлетворение.
Чем привлекает работа
Мне нравится, когда руководители — носители человеческих ценностей.
Нравится, как экологично все организовано и выстроено. Приведу три примера, которые мне импонируют.
Можно сменить проект. Сейчас это звучит, наверно, привычно, но уже в 2015 году мы могли сменить проект по своей инициативе. Во франчайзи такого не было.
А здесь — не нравится работать с клиентом по разным причинам, не произошла химия, не сошлись характером, не комфортно, устал, надоело, выгорел — можно поменять проект.
Сегодня в условиях дефицита кадров в ИТ многие компании стремятся собрать такой пакет плюшек, только бы привлечь работников. Но у нас так начали делать одними из первых, чтобы подарить сотрудникам дополнительный комфорт.
Сотрудники — тоже клиенты, и уважающей себя компании важно, чтобы люди хотели в ней работать
Можно подтянуть английский язык. Казалось бы, человеку, работающему с 1С и российскими компаниями, иностранный язык не сильно нужен. Но за время ненапряжных занятий я вернула свой институтский уровень и даже подкачала язык.
Когда я ездила, например, в Непал, мне хватало этого уровня для общения. В Турции тоже. Можно было уверенно чувствовать себя туристом, забронировать жилье, купить что-то в магазине, поговорить с другими путешественниками.
Можно учиться. А можно — нет. У нас нет централизованного обучения и обязанности получить какие-то сертификаты. Каждый человек самостоятельно держит руку на пульсе.
Я отслеживаю новые релизы, изучаю изменения, смотрю новые программы. Сама иду к заказчикам и советую:
«Вышел новый релиз, с такими-то изменениями законодательства. Вам обязательно надо обновиться» или «Не хотите — не обновляйтесь, можно и пропустить».
Можно скачать нужный релиз и литературу. Есть доступ к полезным информационным ресурсам.
Если нужно какое-то обучение, компания говорит:
Классно, иди учись. Какой курс нужен?
Планы на будущее
Десять лет назад я устала строить вертикальную карьеру, выгорела и уехала из Москвы. Сегодня я пришла к тому, что хочу вновь развиваться дальше
Хочу быть тим-лидом, который делает крутые проекты в команде. Но я не люблю организационную работу, поэтому мысль руководить отделом меня не цепляет. Я вижу себя экспертом-методологом, который собирает людей под конкретные задачи.
Очень интересная история Валентины. И все таки не каждому заходит жизнь в Москве. Спасибо за историю!)
Спасибо) все таки главное это работа в хорошем коллективе, чтобы можно было спокойно совмещать работу и отдых
Хорошо, что появилась удаленка и можно спокойно работать из любого города) Побольше крутых путешествий)
Спасибо) Да, мы это и хотели донести в статье)
Как думаете, можно ли применять ИИ в рамках 1С?
Да, он уже применяется в прогнозе продаж и распознавании документов
Спасибо за такую вдохновляющую историю)) Мотивация 🔥🔥🔥