10 компетенций хорошего руководителя

Какие компетенции делают руководителя по-настоящему эффективным? Как найти или вырастить такого специалиста?

В этой статье мы рассмотрим 10 ключевых компетенций, которые, по мнению Николая Подоляна, резидента CLUB 500 и основателя группы компаний PMP GROUP, необходимы каждому успешному руководителю.

10 компетенций хорошего руководителя

Успех компании во многом зависит от качества управления. Руководитель — это не просто человек, который ставит задачи и контролирует их выполнение. Это лидер, способный вдохновлять, мотивировать и вести команду к достижению целей.

На мастер-классе для резидентов «Клуба 500» Николай Подолян отметил, что есть два пути «найти» идеального руководителя.

1. Искать профессионалов на рынке труда

Здесь есть подводный камень: высококлассных специалистов найти достаточно сложно, почти все из них уже работают в других компаниях. Можно попробовать их «схантить», но будьте готовы потратить на это много ресурсов, предупредил Николай.

2. Вырастить сотрудников

Важно помнить, что не каждый человек может стать хорошим руководителем. Нужно обращать внимание на личностные качества, мотивацию и другие факторы. К тому же обучение сотрудников — небыстрый процесс. Сотруднику требуется не только освоить необходимые навыки, но и набраться опыта, прежде чем он сможет эффективно управлять.

В компании Николая Подоляна выбрали второй путь и создали внутреннюю академию профессионального руководителя. В ней они предлагают сотрудникам теоретическое обучение по 10 управленческим компетенциям, а также дают возможность для практических занятий.

Николай рассказал, какие компетенции он считает важными для первоклассного руководителя.

Система управления

Хороший руководитель должен быть знаком с основами управления: как формируется стратегия компании, как работает финансовая модель, как устроена организационная структура и каковы ценности и принципы, которые определяют поведение сотрудников. Кроме того, он должен иметь представление о различных типах управления.

Хотя это фундаментальные понятия в бизнесе, в каждой компании они могут пониматься по-своему. Именно поэтому в первом блоке обучения во внутренней академии руководителей PMP GROUP участники погружаются в терминологию, которая применяется в их организации.

Планирование

Руководителю важно уметь грамотно распоряжаться своим временем и временем своих подчиненных. Он должен уметь ставить, декомпозировать и правильно распределять задачи, назначать встречи и составлять планы проектной деятельности. В академии руководителей PMP GROUP этому аспекту уделяется особое внимание.

Делегирование

При определении, кому и как делегировать задачи, важно учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника. Все мы разные, и, соответственно, подход к делегированию тоже должен быть индивидуальным. Хорошему руководителю необходимо это понимать и умело применять это знание на практике.

«Раньше я “грешил” тем, что просто вбрасывал задачи в чат в виде скринов и обрывочных мыслей. Теперь у меня есть четкий шаблон, по которому я ставлю задачи: с конкретной целью, дедлайном, приоритетами и описанием. Так руководитель направления понимает, что именно нужно и кому эту задачу делегировать», — поделился Николай Подолян.

Контроль

Нельзя просто передать задачу сотруднику и забыть о ней. Необходимо установить контрольные точки, чтобы отслеживать динамику выполнения работы. Каждому сотруднику требуется контроль, приемка результатов и обратная связь. Это поможет избежать выгорания и демотивации подчиненных.

Процессы и регламентация

Руководитель должен быть в курсе работы бизнес-процессов и знать, как их грамотно описать. Это необходимо для того, чтобы любой специалист, даже из сторонней команды, мог разобраться в том, что происходит в компании.

Управление командой и их поступками

Руководителю важно иметь в арсенале как инструменты наказания, так и поощрения. Тут необходим баланс. При этом сотрудники должны понимать, за какие действия их могут наказать, а за какие — вознаградить. Объяснить и мотивировать это — тоже задача руководителя.

Субординация

При переходе к этапу систематизации руководителю необходимо четко выстроить коммуникационные потоки. Он должен понимать, какие организационные структуры могут быть, как наладить коммуникацию и зачем она нужна. Цель коммуникации — обеспечить целостность системы и исключить хаос, который может вызывать беспокойство и головные боли.

Техники коммуникации

Главная задача руководителя — найти общий язык с разными типами сотрудников. Возьмем, к примеру, теорию Ицхака Адизеса о четырех управленческих ролях.

В каждой команде есть такие люди:

  • производитель, который сосредотачивается на конечном результате и всегда что-то делает для достижения цели;
  • администратор, которые больше всего внимания уделяет описанию процессов и соблюдению регламентов;
  • предприниматель, который является генератором идей;
  • интегратор, которому важны команда и микроклимат в коллективе.

Все эти четыре типа «говорят» на разных языках. Задача грамотного управленца — найти баланс между ними. Если будет «перекос» в одну из сторон, то есть риск потерять прибыль или даже компанию. Чтобы справиться с этой задачей, руководитель должен быть гибким, обладать навыками коммуникации и стратегическим мышлением. Если удастся объединить эти типы и найти общий язык, вы сможете создать успешную команду и компанию.

Мотивация

Руководителю важно не только знать о различных способах мотивации сотрудников. Он должен осознавать, что у каждого его подчиненного свои уникальные причины работать в компании, и выстраивать систему мотивации, основываясь на этом знании.

Личная эффективность

Руководитель требует от своих подчинённых достигать поставленных целей в различных ситуациях. Поэтому для его авторитета крайне важно, чтобы он сам был способен на это. Эффективность руководителя напрямую влияет на результаты всей команды.

Три книги, с которых можно начать развивать управленческие навыки:

  • «Привычки лидера», Мартин Ланик
  • «Эффективный руководитель», Питер Друкер
  • «Управляя изменениями», Ицхак Адизес

Развитие этих 10 компетенций руководителя — не просто путь к успеху в управлении, но и возможность создать команду, которая будет двигать компанию вперед. Независимо от того, выбираете ли вы путь найма профессионалов или выращивания своих лидеров, помните: эффективный руководитель — это тот, кто постоянно учится и адаптируется к изменениям.

Больше полезных материалов об управлении бизнесом и командой читайте на портале «+500 media».

2
Начать дискуссию