Быть продактом. Выпуск #12. От пет-проекта до продуктового консалтинга
Сергей Колосков, продакт-менеджер OZON о Ремарке, создании собственных проектов и том, где получить первый продуктовый опыт.
Делать то, чем пользуются люди
Первой моей работой была аналитико-проджектовая деятельность в системном интеграторе IBS Group. Я занимался проектами для сферы образования. Иногда попадались задачи, связанные с продуктовой аналитикой. Когда компания запускала мобильную экосистему для университетов, я общался со студентами и преподавателями, будущими пользователями, чтобы понять, как сделать продукт интересный им.
Работа менеджера проекта — комфортная. Есть техническое задание, запланированный бюджет, сроки. Они оговорены и приемлемы для всех участников. Работа продакта более непредсказуемая и нелинейная. Тут приходится думать, исходя из вызовов рынка и трендов, а не исходя из техзадания. Необходимо планировать, как запуститься с текущими ресурсами и как правильнее их потратить. То есть не запустить сразу ракету, а запускать по ступеням. Такая деятельность казалась мне комфортной. Я искал профессию, в которой смогу делать три вещи: помогать пользователям, помогать бизнесу и запускать фичи и продукты не по техзаданию, а по продуктовому видению.
На пути к продакт-менеджменту
В IBS Group был проект с серьёзной аудиторией, были задачи по кастдеву. Но я понял, что постоянно заниматься продуктовой деятельностью не получится, и начал исследовать рынок. С момента, как я принял решение уйти, до получения предложения о работе в продуктовую компанию прошёл год. Было 100 откликов, 70 интервью и 2 оффера. Один из них — Литрес.
У меня был собственный книжный пет-продукт, поэтому Литрес заинтересовались и позвали меня в команду. Проект был связан с выбором книг по фрагментам. Не скажу, что сильно продуктово делал. Но в тот момент хотелось решить боль выбора книги по обложке. Мне в свое время подсунули отрывок Ремарка. Понравилось так, что прочитал пять книг. А раньше думал, что этот автор пишет любовные романы.
Еще сыграл фактор того, что с продактом Литрес у нас возникла деловая химия. Позже он стал моим ментором и многому научил.
Не скажу, что мой путь в продакт-менеджеры был целенаправленный. Скорее, стечение обстоятельств. Я жил в рутине: проект, смета, тз, зарплата. И вот появилась задача, где нужно делать продукт, которым будут пользоваться и которому будут рады. А от результата, от обратной связи пользователей я получил сильный драйв. Дальше было одно из самых сознательных решений — менять работу и идти в продуктовую компанию.
От Литрес до OZON
В Литрес была небольшая консолидированная команда. На проекте работало три продакта, поэтому мы могли влиять на весь продукт. Тот период стал для меня становлением — много продуктов запустил с нуля, делал интересные мне фичи. В Литрес по части продуктовой деятельности были неограниченные возможности.
Я получил много инсайтов, отзывов пользователей и разработчиков на свою работу. Но в какой-то момент я устал от контекста продукта. Захотелось большой продуктовой команды и большого рынка. Так я оказался в OZON, который больше Литреса в 50 раз. А в плане выручки и контекста раз в 500. В OZON продакты отвечают за маленькие домены. Один из моих — избранные товары.
Это огромный продукт, в котором заскучать гораздо сложнее. Но есть и обратная сторона — нас много и приходится договариваться о запусках и приоритетах.
В моей работе от 40 до 60% времени — история с коммуникациями. На работу «руками» — техзадание, дизайн, бэклог, юнит-экономика — уходит меньше половины рабочего времени. Но работа продакта в одной компании отличается от работы продакта в другой. Не стоит принимать мой опыт за истину.
Зато те пять минут, когда смотрю на дашборд или читаю отзывы о продукте, — лучшие минуты работы.
Сложности продуктовой работы
Самое сложное в начале пути — уметь отказываться от своих идей и мыслей, думать показателями бизнеса и доверять аналитике. Приходится делать то, что нужно пользователю, а не то, что кажется правильным. Ситуации, когда желание аудитории и личные желания совпадают, крайне редки. Нужно быть готовым, что крутые, на ваш взгляд, идеи могут быть отвергнуты.
Самое сложное сейчас — ждать. Хочется быстро получать результаты и быстро понимать, как дальше двигаться. В больших компаниях реализация фичей длится неделями. Сложно быть к этому терпимым.
Если хотите стать продактом
Всем, кто думает о продуктовой деятельности, советую начать на текущем месте работы искать возможности. Например, пойти к генеральному директору, продактам, инвесторам и предложить задачу. В любом случае первый шаг на пути смены профессиональной деятельности, на мой взгляд, должен начинаться с поиска возможностей на текущем месте работы.
Другой вариант — делать свой продукт. Вы ищете какую-то боль на основе своего или чужого опыта. Думаете, чем можете с точки зрения продукта помочь людям, и решаете эту боль.
Третий вариант — образовательная история. Курсов по продакт-менеджменту сейчас много, но базовый вещи — A/B-тесты, юнит-экономика, кастдев — везде примерно одинаковые. По контенту нужно выбирать комплексный фундаментальный курс, в котором вы сможете наработать продуктовые кейсы. Ищите курс, который предполагает запуски фичей, продуктов, стартапов.
Навык продакт-менеджмента — это про то, что вы улучшали и что благодаря вам изменилось. Умение запускать A/B-тесты несильно интересно работодателю. А вот то, что тест повысил конверсию в покупку на 15% и это принесло компании дополнительный 1 млн рублей компании за счет простого теста — рабочий кейс на собеседовании.
Начинающему продакту лучше браться за простые и прозрачные продукты, например, интернет-магазины. Там логика такая: корзина, товар, пользователь покупает товар. А такие продукты, как фриланс биржи, читалки, трекеры с точки зрения монетизации сложные. Работая с ними, тяжело сконцентрироваться именно на продуктовых навыках, а не на контексте.
Где искать первую работу
Лучше всего работает персональное общение. Нужно искать вакансии с личными контактами — много подобных в телеграме или фейсбуке. Пишите кастомные письма про опыт, чтобы повысить шансы попасть в воронку.
Советы продактам
Тем, кто ищет первую работу — не сдаваться. При должный усилиях в конце ждёт оффер.
Тем, кто только начинает — отключить рефлексию. Делать то, что нужно, а не то, что кажется нужным. Не принимать решения ради принятия решения. Говорить на языке бизнеса и цифр.
Тем, кто хочет вырасти — прокачивать насмотренность. Что делаю я — консультирую продукты, помогаю стартапам и сложившимся средним бизнесам. Когда развивается насмотренность, становится проще принимать решения и на текущих проектах.
Вместо вывода
Телеграм-канал с моими заметками, продуктовыми инсайтами, кейсами.
Комментарий недоступен
"В больших компаниях реализация фичей длится неделями. Сложно быть к этому терпимым." - один из минусов больших компаний, к сожалению. Слишком много людей, от которых зависит подтверждение верных решений. Иногда время играет не в пользу, но зато дается шанс маленьким компаниям занять свою нишу:)
А/Б тесты и кастдев... Бле, вы серьезно? Это ли базовые навыки продакта? А как на счёт начать с основ маркетинга и математики? Если в озоне продакты больше кастдевом заняты, то это многое объясняет.
Если в треде есть продакты, то скажите: вы тоже считаете A/B тесты супер важным навыком? И как часто их проводите?
Вообще не всегда можно использовать а/б. Допустим, вы в B2B. У вас 500 жирных клиентов, за счёт которых вы процветание. Но реально ли на них сделать а/б? Да, но это займет примерно год, чтобы получить значимые данные. А при существовании гугль оптимайза и другого софта для тестов, навыка там и нет. Нужна только гипотеза типа "красная кнопка работает лучше".
Здорова, отец
Сергей Колосков дал советы новичкам: не покупать Playstation 5 на Ozon.
А то забанят. А за Xbox Series S тем более забанят, нефиг баловаться.