Трансформация «Такси» и сборка часов: чем Тигран Худавердян занимался до руководства «Яндексом»
И что изменилось в управлении компании.
Вечером 22 мая «Яндекс» объявил о кадровых перестановках в компании. Гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян назначен управляющим директором группы «Яндекс»: в его подчинении теперь находятся остальные топ-менеджеры, а он отчитывается перед сооснователем «Яндекса» Аркадием Воложем. vc.ru кратко рассказывает, чем Худавердян занимался до назначения и что изменилось в компании с его назначением.
Чем Худавердян занимается в «Яндексе» и за его пределами
Тиграну Худавердяну 37 лет, он работает в «Яндексе» уже 13 лет. В 2004 году Худавердян окончил физический факультет МГУ и решил заняться предпринимательством, но понял, что ему не хватает опыта.
«У меня было несколько интернет-магазинов, но не было достаточно опыта. Поэтому я решил устроиться в какую-нибудь компанию», — рассказывал он в интервью «Лайфхакеру».
В «Яндекс» Худавердян устроился в апреле 2006 года на должность менеджера проектов. Отвечал за разработку и поддержкой единой аутентификации пользователей на всех сервисах «Яндекса». В 2008 году Худавердян возглавил направление разработки мобильных и десктопных приложений, руководил запуском сервисов «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Браузер».
В конце 2010 года Худавердян занялся новым сервисом — «Яндекс.Такси». С этой идеей к нему пришёл Лев Волож, сын сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа. Он же возглавлял «Яндекс.Такси» до 2014 года, затем руководителем сервиса был назначен Худавердян.
Как изменилось «Яндекс.Такси» за пять лет управления Худавердяна
- Сервис вышел сначала за пределы Москвы, затем и России. Сейчас «Яндекс.Такси» работает более чем в 300 городах России, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Армении, Грузии, Казахстана, Сербии и других стран. В 2018 году компания запустила сервис в Финляндии, Кот-дʼИвуаре и Израиле под новым названием Yango.
- Сервис купил систему управления таксопарками «Рос.Такси» с платформой для водителей «Таксометр». Сейчас у «Яндекс.Такси» во всех странах более 700 тысяч активных водителей, которые совершают хотя бы одну поездку в месяц. Сколько из них приходится на Россию, в компании не говорят.
- В сентябре 2015 года «Яндекс.Такси» было выделено в отдельную компанию. Это дало команде больше свободы в принятии решений. Худавердян стал генеральным директором.
Игра с выделением в отдельную компанию дала ощущение свободы. Свобода, если есть предпринимательский дух, выражается отчасти в пиратстве — в хорошем смысле слова: теперь у нас своё государство, свой остров, там будем сеять свою картошку. Я считаю важным, чтобы в компании дух такого пиратства сохранялся.
- Сейчас в компанию входит сервис «Яндекс.Такси», российский бизнес Uber (был присоединён в начале 2018 года), направление беспилотного транспорта, сервис доставки еды из ресторанов «Яндекс.Еда» и сервис доставки ингредиентов для готовки дома «Яндекс.Шеф», запущенный на базе «Партии еды».
- «Такси» — самый быстрорастущий сегмент бизнеса «Яндекса»: в 2018 году его выручка выросла на 293% и составила 19,2 млрд рублей, операционный убыток — 4,5 млрд рублей. По итогам третьего квартала 2018 года «Яндекс.Такси» (без учёта сервисов доставки и беспилотного направления) впервые в своей истории показал прибыль в России.
- Такси и доставка еды стали главным источником нерекламных доходов «Яндекса». В первом квартале 2019 года на «Яндекс.Такси» пришлось 20% выручки всей группы.
В конце сентября 2018 года количество поездок через «Яндекс.Такси» превысило 1 млрд впервые с момента запуска в сентябре 2011 года.
- Компания старается больше внимания уделять безопасности. Осенью 2017 года сервис начал страховать пассажиров и водителей на сумму до 2 млн рублей. Сейчас «Яндекс.Такси» вместе с другими агрегаторами тестирует систему обмена информацией о времени работы водителей, чтобы временно отключать тех, кто работает слишком долго и могли устать. За последние два года компания потратила на решения в области безопасности 1,2 млрд рублей, в 2019 году планирует вложить ещё 2 млрд рублей.
Чем занимается помимо работы
У Худавердяна два хобби — фотография и часы. Также он два раза в неделю занимается настольным теннисом, рассказывал Худавердян в интервью «Лайфхакеру» в апреле 2016 года.
«Я фотографирую людей и природу. У меня даже есть маленький вертолёт-дрон, с помощью которого я снимаю аэропанорамы и разные видео», — рассказывал он.
В 2015 году вместе с другом Худавердян открыл компанию по сборке наручных часов, которые продавали через интернет-магазин. Что с этим проектом сейчас, представитель «Яндекс.Такси» уточнить не смог.
Мы находим старинные антикварные часы известных брендов («Зенит», Moser, Omega и другие), восстанавливаем их механизмы, при этом используем на 99% оригинальные запчасти, создаём индивидуальный корпус.
Что изменится в руководстве «Яндекса»
До назначения Худавердяна управляющим директором «Яндексом» управляли несколько топ-менеджеров, подчинявшихся напрямую Аркадию Воложу:
- Елена Бунина — гендиректор российского офиса и HR-директор.
- Грег Абовский — операционный и финансовый директор.
- Михаил Парахин — директор по технологиям.
Как руководитель отдельной структуры «Яндекса», Худавердян тоже подчинялся Воложу. Теперь Худавердян фактически стал операционным руководителем всего «Яндекса» — остальные топ-менеджеры будут подчиняться ему, а он Воложу.
Источники «Ведомостей» предполагают, что Воложу нужна была такая схема, чтобы выбрать из топ-менеджеров преемника для операционного управления «Яндексом». Сам Волож объяснил, что перестановки позволят ему уделять больше внимания стратегическим задачам.
Я лет 30 работал по много десятков часов в неделю, и давно уже, лет пять как минимум старался не управлять компанией операционно. Всякие перестановки, которые позволяют это делать, у нас происходили несколько раз. Это называется «Я сконцентрируюсь на стратегических…» (смеётся) Всё, что позволяет мне не работать 60-80 часов в неделю, это «стратегическое» (смеётся).
До этого я занимался антитрастом (борьбой через госорганы с монополистским доминированием Google на рынках, где с ним конкурирует «Яндекс — vc.ru), проблемой, которая через всю компанию проходила. Ещё было развитие «Такси», а именно — переделка компании из чисто поисковой в более широкую, сейчас поиск в оценке компании составляет примерно половину.
Сейчас один из проектов, которые меня сильно интересуют, — автономное вождение. Если там получится, это будет что-то очень большое. Ну и вещи, которые связаны с логистикой и инфраструктурой.
Место Худавердяна в «Яндекс.Такси» займёт Даниил Шулейко, ранее занимавший должность операционного директора компании.
Михаил Парахин в августе 2019 года уйдёт с поста директора по технологиям «Яндекса» — его контракт истекает, и компания решила его не продлевать. Вместе с семьёй Парахин переедет в США, откуда продолжит помогать «Яндексу» на уровне совета директоров. В следующие месяцы компания будет искать нового технического директора.