План адаптации менеджеров и руководителя отдела продаж

Под адаптацией я понимаю введение нового сотрудника в компанию.

В каждом втором аудите отдела продаж я на вопрос "как тебя адаптировали?" получаю один и тот же ответ: "да никак, показали, где столовка, дали базу и дальше как котёнка в воду бросили"

Зачем тут нужен план

Ведь мы пять-десять-двадцать лет как-то нанимали же людей и нормально всё было.

План нужен, потому что вы открыли этот текст - значит, эта задача, скорее всего, есть. А ещё план снижает количество сюрпризов в процессе работы сотрудника и гарантирует, что все нанятые менеджеры и в 2023, и в 2033 году освоят базовые вещи по одной программе. Не убедила? Приходите почитать, когда созреете, а пока постройте себе нормальную систему мотивации, вот и статья для этого есть. Для остальных - базовые правила составления плана адаптации.

Базовые правила плана адаптации

План адаптации делится на три блока, вне зависимости от того, кого вы нанимаете: топ-менеджера или уборщицу. Подробно по каждому из этих блоков ниже по статье.

Каждый блок может занимать от часа до трёх месяцев, в случае с продажами обычно первый отнимает до трёх дней, второй до двух недель, третий - весь остальной испытательный срок.

По итогам каждого блока, а местами и по нескольку раз за блок, нужны индикаторы того, что блок пройден. Что это может быть - дальше прям по блокам расскажу.

Первый блок - общекорпоративный

В первый блок принято класть всё, что у вас написано в корпкультуре и все логистические вещи. На этом этапе сотрудник узнаёт, как у вас тут всё устроено и как тут принято, где его место в оргструктуре, кто за что отвечает и как сделать примитивные вещи от поесть до уволиться.

Тут хорошо бы рассказать, а потом задать вопросы, чтобы понять, что сотрудник усвоил.

Примерный тип вопросов по итогам освоения первого блока:

  • Как уйти в отпуск?
  • Что делать, если закончился кофе?
  • К кому пойдёшь согласовывать правки в шаболнный договор?
  • Какие ценности есть у компании?
  • Как понимаешь ценность "порядочность"? Приведи примеры

Первый тест - всегда в формате диалога. Часто и тест, и эту фазу адаптации проводит на 80% специалист от HR или бадди и на 20% прямой руководитель.

Бадди (от англ. buddy) — приятель. Опытный сотрудник, который помогает новичкам с адаптацией. На роль бадди подходит человек, который работает в компании от 2-3 лет

Второй блок - проф теория

Этот блок может быть разделён хоть на пять частей, хоть на десять. Если обучаете сейлза или РОПа, удобно вести эту часть по книге продаж. Как её написать, рассказывала тут.

По книге продаж изучаем:

  • кто наша целевая аудитория
  • какие этапые есть в воронке продаж и каковы условия перехода с этапа на этап
  • какие роли в клиенте за какие штуки для нас отвечают
  • откуда берутся лиды и как их обрабатывать
  • как понять из CRM, кому сегодня надо позвонить?

Там в тексте про книгу довольно подробно всё это есть, не поленитесь сходить почитать.

Из этого блока делаем от одного до пяти отчётных эпизода: где-то имеет смысл поговорить, из какой-то части сделать онлайн-тест, что-то (например, знание скрипта) проверить в формате ролевой игры.

Если адаптируете руководителя отдела продаж, чуть меньше делайте упор на конкретные инструменты работы с клиентом (скрипты, презентации, звонки) и чуть больше на системные вещи, например:

  • какие индикаторы будешь отслеживать?
  • что будешь делать, если проседает %название индикатора%?
  • как выгрузить список клиентов для обзвона новому менеджеру?

Это на случай, если вам интересно, как я выгляжу

Наталия Потёмина, основатель консалтинговой компании Чеснок / ChessKnock.ru
Наталия Потёмина, основатель консалтинговой компании Чеснок / ChessKnock.ru

Третий блок - практический

В третьем блоке адаптации мы даём практическое задание.

Для сейлза это будет определённое количество звонков, встреч, писем, коммерческих предложений, бронирований или даже продаж - зависит от вашего продукта и воронки продаж.

Для РОПа всё зависит от того, где вы находитесь.

Если вы только зачали свой отдел продаж и это первый РОП, в его задачах может быть подготовка той самой книги продаж, выбор CRM-системы и функциональное задание к ней, установление формата отчётности и плановых встреч отдела, в общем, подумайте, что именно из системной работы сейчас в приоритете и на это ориентируйте и KPI РОП, и его задачи на третью фазу испытательного срока.

Если отдел продаж существует давно, поставьте задачу провести аудит: выяснить, как всё устроено, и рассказать вам, что он хотел бы изменить и какой у него план по развитию продаж в компании.

Чек-лист

Проверьте, что ваши планы адаптации содержат:

  • Информацию о сотруднике, который отвечает за адаптацию
  • Ответ на вопрос, где взять информацию о компании в целом
  • Ответы на вопросы, где взять специфическую информацию о работе отдела продаж и что из этого в каком порядке изучать
  • Ответ на вопрос, что делать после того, как сотрудник всё изучил
  • Индкиаторы прохождения испытательного срока
  • Конкретные даты и критерии оценки усвоения материала и адаптации (не реже, чем раз в неделю)

А если станет скучно, прогуляйтесь по другим моим статьям на VC, подпишитесь на уютный телеграмчик или приходите за аудитом продаж к профессионалам - мы точно найдём, где искать точки роста и как помочь не растрачивать время на скучные вещи :)

77
1 комментарий

План адаптации, охватывающий общекорпоративные, профессиональные и практические аспекты, действительно помогает создать устойчивую систему введения сотрудников в работу

1
Ответить