ПОЧЕМУ СТРАТЕГИЯ - ЭТО НЕ ПЛАН
Сегодня большинство компаний считает, что у них есть стратегия, но если посмотреть ближе - у них просто план.
План - это удобно. Его легко утвердить, разбить на задачи и потом “отчитываться”. Но есть одна проблема: план — это не стратегия. И если ты это путаешь - ты строишь ложное чувство контроля, но не движение вперёд.
План - это набор мероприятий, которые компания, по ёё словам, готова реализовать. Например: улучшить логистику, запустить CRM, внедрить систему лояльности.
Стратегия — это вектор развития .Это некая хитрость, замысел, способ получить желаемое в условиях, когда нельзя просто приказать, надавить авторитетом или добиться прямым усилием.
Стратегия отвечает на вопросы:
🔵Где мы играем?
🔵Почему именно там?
🔵И как на этом поле мы собираемся побеждать?
Стратегия не всегда про большое.
Блиц - молниеносная шахматная игра, где на обдумывание ходов отводится 10 секунд. Здесь тоже может быть стратегия:
🔵играть в защите
🔵разыграть каждую фигуру один раз на ее наилучшем поле
Внедрить CRM, запустить маркетинговую программу, нанять людей - это план и он НЕ обязательно содержит согласованную логику: А как всё это в совокупности ведёт к победе.
Планирование успокаивает, потому что здесь всё зависит только от тебя. Ресурсы выделяешь ты, контролируешь ты или получаешь желаемое через приказы и авторитет.
Ведь гораздо проще сказать:
🔵Найму маркетолога
🔵Запущу рекламу
🔵Открою магазин
чем честно ответить себе: Почему клиенту больше понравится у нас, чем у конкурента? В чём наша реальная ценность? Что мы делаем так, как никто другой?
А в стратегии всё иначе. Во-первых, это согласованность действий, а во-вторых,
Ты не контролируешь тех, кто покупает у тебя. Тут решают они, а не ты.
Если вы хотите избежать ловушки планирования - начните с :
1. Примите, что почти всё, что вы знали о своей компании, клиенте, рынке, коллективе - скорее всего, будет неточно или вообще неправдой. Это вызовет тревогу и сильное желание вернуться к “понятному” - к плану. НЕ поддавайтесь.
2. Зафиксируйте свою стратегию на бумаге:
🔵Что вы знаете о себе, о клиентах, о рынке
🔵Какие цели вы ставите
🔵Что должно оказаться правдой, чтобы стратегия сработала
Пропишите причинно-следственные связи.
3. Стратегия должна быть простой. Один лист:
🔵вот цель
🔵вот те, кто помогает её достичь
🔵вот наши идеи и гипотезы
🔵вот задачи.
Взглянув на нее, начинаешь верить, что добьёшься результата.
Сделайте это. Наблюдайте. Корректируйте по ходу. Стратегия это не про жесткий план, это механизм, который должен легко и просто корректироваться.
Если вы просто планируете - это гарантированный способ проиграть.
А если придерживаетесь стратегии - у тебя есть отличные шансы на победу.
Пример стратегии
👇