Оценка контрагента с точки зрения 115-ФЗ: реальный пример

У меня есть несколько клиентов, которые периодически обращаются ко мне, чтобы проверить того или иного контрагента с точки зрения 115-ФЗ. Чаще всего к проверке прибегают тогда, когда доступной информации недостаточно для формирования уверенного мнения о партнере, а риски, связанные с сотрудничеством, непонятны.

И вот недавно ко мне обратился один из клиентов с запросом на проверку индивидуального предпринимателя, который предлагал моему клиенту помощь с оплатой импорта. Все вы наслышаны, а кто-то и по себе знает о сложностях с внешнеэкономическими платежами.

© Тулинова Ю.А., 2024
© Тулинова Ю.А., 2024

В данном случае мой клиент, с одной стороны, не обнаружил в открытом доступе информации, которая бы ставила под сомнение репутацию данного ИП. С другой стороны, предприниматель отказался предоставлять уточняющую информацию о своей деятельности. Это, конечно, негативный фактор. Но на его стороне пользующаяся большим спросом услуга.

В силу своего опыта работы в банковской сфере, в том числе в области противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма, я умею "видеть" потенциального контрагента глазами банка. Это умение базируется на знании и применении выпущенных Банком России рекомендаций в сфере 115-ФЗ, а также использовании доступных мне источников информации.

Проведенный анализ потенциального контрагента клиента показал высокий риск операций ИП с точки зрения 115-ФЗ. К такому выводу меня натолкнул ряд факторов. Например, деятельность ИП обладает признаками, негативно влияющими на оценку риска клиента. Также, предложенный клиенту алгоритм действий в ходе оказания услуги характерен для вывода денежных средств в теневой оборот. Я не рекомендовала клиенту сотрудничество с данным ИП, поскольку:

  • когда риски высоки, предугадать пройдет ли даже разовая операция, невозможно. Когда у лица возникают проблемы со счетом в одном банке, он переходит в другой, потом – в третий. Но открытие счета в другом банке не спасет зависшие на проблемном счете деньги;
  • проведение операций с высокорисковым контрагентом негативно скажется на деловой репутации клиента перед банком. Это следствие «передачи» рисков контрагента на клиента;
  • неизвестно, какие риски несут контрагенты самого высокорискового контрагента. Когда неизвестна вся цепочка контрагентов, участвующих в оказании услуги, то риски становятся непредсказуемыми.

Помните, контрагентов надо обязательно проверять. Даже если внешне все выглядит благополучно, необходимо быть бдительными и не бояться запрашивать дополнительную информацию.

Если у вас возникли сомнения, лучше отказаться от сотрудничества. Ведь риск потерять деньги в результате мошенничества или стать участником незаконных схем намного больше, чем риск потерять возможность выгодной сделки.

22
11
Начать дискуссию